На ответную реплику меня побудили декларативность письма, уязвимая аргументация авторов и общий тон «прошения», ни к кому конкретно не обращенного.

Оцените материал

Просмотров: 15199

К Открытому письму композиторов

Владимир Раннев · 16/02/2010
Композитор и музыкальный критик ВЛАДИМИР РАННЕВ прикинулся оппонентом Курляндского – Невского – Филановского и указывает на недостатки их воззвания

©  Getty Images / Fotobank

К Открытому письму композиторов
Данный текст — не в контру открытому письму трех моих коллег. Находясь в той же лодке, что и они, я разделяю их оценку положения дел с современной музыкой в России и уже подписался под их обращением. На ответную реплику меня побудили декларативность письма, уязвимая аргументация авторов и общий тон «прошения», ни к кому конкретно не обращенного.

Представим себе реакцию воображаемого адресата этого письма (например, «Уважаемый Дмитрий Анатольевич!»), который желает искренне разобраться в существе проблемы. Для начала его недоумение вызовет тот факт, что авторы, будучи членами Союза композиторов России (далее СК) — крупного «сетевого игрока» в жизни современной музыки — предлагают за этот Союз «не держаться».

Возникает вопрос: почему они просят залы, когда в стране Домов композиторов больше, чем требуемых в письме «6—7 центров современной музыки в крупных городах»? А если открыть ежемесячные «Бюллетени» региональных отделений СК, окажется, что концертная жизнь этих организаций интенсивна, а значит, есть вроде бы кому «обслужить композиторов».

Бюджеты ансамблям? Так есть же бюджеты СК, федеральные и прочие гранты, распределяемые — куда уж компетентней — правлениями СК. «Специализированные коллективы»? А зачем они нужны, если даже Александр Чайковский — композитор, профессор, художественный руководитель Московской филармонии — в бытность ректором Санкт-Петербургской консерватории сказал: «Кто хорошо играет Брамса, тот и Булеза хорошо сыграет».

Вы говорите, «современная музыка часто воспринимается как проявление исключительно западной культуры»? Скажите это филармоническим чиновникам, которые тут же отошлют вас к аншлагам на Слонимском. А Мариинка добавит от себя Щедрина и Смелкова. Насчет молодежи — вот вам три одноактные оперы в проекте «Гоголиада». И это только в Петербурге! В итоге адресат письма заключит: авторы, разоблачая жалкое существование современной российской музыки, не замечают у себя под носом ее вполне благополучную жизнь.

Теперь зайдем с другой стороны — внебюджетной и внеинституциональной. Авторы, ссылаясь на активность и социальную значимость литературной, художественной и кинематографической жизни, утверждают: «А ведь современная музыка — такая же конвертируемая область искусства, как все остальные». К сожалению, не такая.

В современной академической музыке — по естественным причинам — либо отсутствуют, либо слабо акцентированы две пружины общественного внимания к ней: актуальность (возможность артикулировать текущие напряжения общественной жизни; в отличие от «актуального искусства» понятия «актуальная музыка» не существует) и рыночный потенциал (опус — не продукт обмена, не товар). Читать текст полностью

Ссылки

КомментарииВсего:84

  • kontrakadenz· 2010-02-16 19:26:31
    супер. кто следующий?)
  • karambolina· 2010-02-16 20:05:23
    респект
  • pbrdn· 2010-02-16 20:42:06
    Так и есть. Открытое письмо - утопия, хотя я под этой утопией и подписался по ряду эстетических причин... Когда нет действующей системы, где минимизирована корупционная сотавляющая, то и появляются такие письма. Проблема не в том, что средств на современную музыку не выделятеся, а проблема в том, что распределяют эти средства одни и те же люди. Гергиев, организаторы Территории, например, получают огромные средства, а кого они исполняют из ныне пишущих? Нескольких композиторов... И еще. У нас как-то всегда мочат сразу всех, хотя есть примеры здоровых ростков нового отношения к современной музыке. Я тут имею в виду "своих баранов", например.

    И еще уверен, что дай только порулить СоМа, ох уж они порулят :-). Мало не покажется.
Читать все комментарии ›
Все новости ›