Оцените материал

Просмотров: 20131

Симфония №4 Los Angeles Арво Пярта

Леонид Десятников · 28/08/2009
Ну и что ты здесь наплел, беззвучно разевая рот, спрашивает меня моя внутренняя prostipoma

Имена:  Арво Пярт

                                                И праздничный концерт подносит Хворостовский
                                                Слегка из-за спины, как жостовский поднос,

                                                И с ним рифмуется, как роза, Ходорковский
                                                 В матросской тишине, несомой на износ.

                                                                                                         Мария Степанова

Dedicated to Mikhail Khodorkovsky. Эти слова (These words... — название предыдущего сочинения композитора) вызвали рефлекторную реакцию российских информагентств; многие СМИ поместили фотографию вещдока — фрагмент первой страницы партитуры с посвящением и паузами в партиях ударных. Жанр информжурналистики подразумевает предельную объективность, но новости сочиняют не роботы, а живые люди. Подчеркивалось, что «...симфония — первое симфоническое произведение композитора за сорок лет» («Ъ» вообще написал про «первое сочинение за сорок лет»), да не просто симфония, но — Симфония, «царица полей», главный жанр в иерархии академической музыки. Изобретатели новостей, эти универсальные дилетанты, проигнорировали (неумышленно) не только крупные вокальные и хоровые сочинения Пярта с участием оркестра, но даже десятичастное сорокаминутное Lamentate (2002), с которым у Los Angeles, кажется, много общего. Любая музыка, даже программная, противится однозначным словесным толкованиям. Гипотеза: адресат посвящения суть его лирический герой? Los Angeles следует понимать буквально, не только как имя города? В этом есть, как сказал поэт, определенный риск, высокий смысл.

Имхо, музыка Пярта становится более дискретной по форме и языку, неспешно дрейфуя от строгого стиля tintinnabuli в сторону «человеческого, слишком человеческого». Поворот к «бегству в добровольную бедность», осуществленный более тридцати лет назад, был ошеломительным. Сегодняшний Пярт меняется постепенно, его эволюцию можно уподобить поздней эволюции другого Ежа — Арнольда Шенберга. В двух словах, tintinnabuli — своего рода серийность, герметичность, тотальная взаимообусловленность и расчисленность параметров. Пярт нулевых более раскован — но и риску больше: микроэлементы его музыкальной речи порой воспринимаются как клише (Малер?), обретают новый сентименталистский акцент; ландшафт меняется…

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:13

  • ernest· 2009-08-28 17:11:06
    спасибо, запредельно
  • prostipoma· 2009-08-28 18:13:24
    Ну если бы в этом интернет-бачке Тарускин дебатировал о Лахенмане или Прессоне, а эксперта в области высоких истин БФилановского не сносило с музобъектов на их креаторов - ибо в фигурах идейно-кухонно-близких Курляндского и Мартынова или идейно-далекого-бездарного Алфеева лямажоры интересуют и колумниста, и читателей в последнюю очередь, уж точно -неперерывная схватка с этикой - авось и дискурс не провис, и контекст возник и эхо б от внутренних меня так в вашем/нашем бачке не гудело.
  • londandy· 2009-08-28 22:53:13
    spasibo )
Читать все комментарии ›
Все новости ›