Коляну 102 года, он бодр и разговаривает по скайпу со своим сверстником Элиотом Картером.

Оцените материал

Просмотров: 9170

Великий путь

Петр Поспелов · 27/05/2011
Он прятался в бункере и утопил целую страну, но сегодня молодежь пишет ему «респект», свидетельствует ПЕТР ПОСПЕЛОВ

©  Антон Сташевич

Великий путь
Кто не поверит мне — может убедиться воочию. Приезжайте на Курский вокзал и купите за 48 рублей билет до Салтыковки. Сядьте у окна и читайте все надписи на заборах, мимо которых будете проезжать. Поначалу приятного чтения я вам не обещаю, причем пафос и лексика будут выдержаны в едином ключе вплоть до последнего перегона. Там вдруг вы прочтете «Я люблю Салтыковку!», где вместо слова «люблю» нарисовано пылкое сердце. А чуть дальше чьей-то рукой уверенно выведено: «Вовану респект» и «Коляну респект».

Салтыковцы умеют ценить своих великих соотечественников.

Вован — известный салтыковский художник (полное имя — Вован Гог). Его выставка скоро пройдет в Правлении, о ней OPENSPACE.RU расскажет в разделе «Искусство».

Колян (Портер) — знаменитый салтыковский композитор. О нем-то я и хочу сейчас вам рассказать.

Коляну 102 года, он бодр и разговаривает по скайпу со своим сверстником Элиотом Картером. В детстве Колян пел дискантом в церковном хоре, церковь стояла при кладбище. Мальчик каждый день видел могилы и кресты, но вырос жизнерадостным и витальным.

Первые композиторские успехи пришли к нему во время Гражданской войны, когда Салтыковка переходила от красных к белым и обратно. По приказу комиссара Сухова Колян написал суровую героическую песню «Томясь в острогах Салтычихи», по заказу есаула Черниговского — романс «Незабудка».

В последовавшие годы Колян был охвачен энтузиазмом и горячо участвовал в строительстве нового мира. Он разрабатывал одноголосную технику в манере plain chant, сочиняя революционные литургии для строителей первых салтыковских кибуцев (ведь тогда Салтыковки как геополитического образования еще не существовало). Он был первым салтыковцем, создавшим 12-тоновую технику композиции, экспериментировал с микрохроматикой, а также, увлеченный механической эстетикой, совместил трактор «Гном» с эоловой арфой.

Колян входил в кружок интеллектуалов, разрабатывавших новый жанр представления с музыкой. Вскоре он написал новаторскую музыку к пьесе, героем которой был певец, вплавь преодолевший Чернавку и оказавшийся в царстве мертвых, где ему удалось отыскать свою умершую супругу. Главную женскую роль сыграла изящная подруга Коляна Эстер — одна из первых салтыковских суфражисток.

Ветреность Эстер доставила Коляну много терзаний. Его характер стал более суров, а воображение приобрело невиданную ранее глубину. В следующий период именно Коляну принадлежит честь создания музыкальной салтыковской мифологии. Он написал «Песнь о Собельмане», заложив основы почитания великого основателя Салтыковки и описав контуры мифологического пространства. Музыкальному языку Коляна тех лет присуща высокая контрапунктическая сложность, если не умозрительность. Исследователи даже называли его произведения «музыкой для глаз».

Читать текст полностью

КомментарииВсего:2

Все новости ›