ПЕТР ПОСПЕЛОВ работает над тремя оперными проектами положительного содержания
События, случившиеся на этой неделе, дают мне право опубликовать материал, долгое время пролежавший в ящике стола. Читатель не рассердится на меня, когда поймет причину, вынуждавшую меня скрывать от него информацию, которая не могла стать достоянием общественности.История эта случилась минувшим летом. В одно прекрасное утро я проснулся на нашей даче в Салтыковке. Как помнит читатель, стояла благословенная жара. Я был один:
Читать!
Под моими окнами на улице стояла молодая женщина — всецело нагая. Отвесив челюсть, я стал вожделенно пожирать ее глазами. Лицом и телом она была само совершенство. Ее черты и формы являли собой воплощенный идеал женственности. «Какие прекрасные девушки у нас в Салтыковке! — подумал я. — Только почему я раньше никогда ее не видел?»
Пока я стоял, охваченный восторгом созерцания прекрасной незнакомки, из-за угла дома вышел молодой человек. Он тоже был всецело наг. Я стал вожделенно пожирать его глазами. Его черты и формы являли собой воплощенный идеал мужественности. «Какие у нас в Салтыковке прекрасные парни! — чуть было не вслух сказал я, преисполнившись гордостью. — Но эти двое, кажется, кого-то ждут».
Тут я догадался, что, возможно, они ждали меня. Но, боясь потревожить, не решались постучать, а прохаживались под окнами в ожидании, когда я проснусь и выйду на участок. Взволнованный, я спустился на крыльцо и отпер дверь.
— Петр Глебович! — приветливо закричали молодые люди и поспешили ко мне. Подойдя ближе, они немного засмущались и сказали: — Извините нас, пожалуйста, за наш вид.
— Все в порядке, дети мои, — ответил я. — Сейчас такая жарища! У нас пол-Салтыковки штаны только в магазин надевает. Что вам угодно?
— Видите ли, — сказали они, — нас изгнали из рая.
— Вот как? — удивился я. — Так вы, очевидно, Адам и Ева?
— Нет. Меня зовут Марина, — представилась девушка.
— А меня Сергей, — сказал молодой человек. — А кто такие Адам и Ева?
— Вы не знаете? Первые люди, жившие в раю. Их потом изгнали.
— Ну, у нас же там нет исторической памяти, — объяснил Сергей. — Мы знаем только тех, кто живет в раю сейчас.
— А почему вы пришли ко мне? — полюбопытствовал я.
— Михаил Иванович Глинка дал нам ваш мобильный телефон. Он у него во входящих остался.
— А как вы узнали мой адрес?
— Разве вам на днях не звонили и не уточняли ваш адрес?
— Ах да. Эта старая карга, Клара Арнольдовна из облсовета. Я узнал ее прокуренный бас.
— Нет, это была я, — сказала Марина. — Просто у меня от волнения с голосом что-то стряслось.
— Перемодуляция, — пояснил Сергей.
— А как вы нашли дорогу? — Мне хотелось знать все детали.
— Если вы знаете, из рая вытекают три реки — Тигр, Евфрат и Пехорка, — стали объяснять мне новые знакомые. — Мы шли по устью Пехорки, спустились на землю и пришли в Салтыковку, а потом нашли ваш дом на Добролюбова.
— И чем я могу быть вам полезен? — поинтересовался я.
— Понимаете, — робко сказали молодые люди, — нам ничего не разрешили взять с собой, даже одежды. Документов у нас нет. Если мы сейчас пойдем на станцию, в опорный пункт…
— Не продолжайте, — сказал я. — Прошу в дом. Располагайтесь. Будьте как в раю.
Марина и Сергей радостно воспользовались моим приглашением и вошли внутрь, отряхнув со ступней дорожную пыль.
Я выдал им тапочки и чистые простыни, принялся наливать воду в бассейн и готовить завтрак. Вскоре мы уже беседовали, сидя у открытого окна и любуясь чудесным видом на ЛЭП.
— Спасибо, завтрак был очень вкусным, — сказала Марина. — Вот эти ломтики мне очень понравились.
— Выпейте еще гриб, — предложил я.
— Нет-нет, спасибо, — отказались гости.
— Можно ли мне спросить вас, друзья, — наконец решился я, — что послужило причиной вашего изгнания?
— Мы согрешили, Петр Глебович, — ответила Марина.
— Понимаю, — сказал я.
— Нет, вы не о том подумали, — сказала Марина, слегка покраснев. — Это, кстати, у нас там грехом не считается. А мы оказались действительно грешны. Мы исполнили в концерте невеселое произведение.
— Так вы артисты?
— Да, я певица, лирическое сопрано, — объяснила Марина. — А Сергей мой аккомпаниатор.
— И что же вы исполняли в концерте?
— Мы исполняли вокальный цикл. Поначалу все шло хорошо. Я пела песни о людях разных занятий — про сеятеля, про факира. Все песни очень радостные. И черт же меня дернул спеть про ямщика, который замерз.
— Ах, это так печально! — воскликнул я.
— Вот именно, — подхватил рассказ Сергей. — Нет, концерт, конечно, не остановили. Мы довели его до конца. Но потом нас вызвали на ковер и сказали, что песня про ямщика многих слушателей расстроила. И всё, на выход.
— Хоть бы первое предупреждение для начала сделали, — с досадой вымолвила Марина.
— Так, значит, в раю не приветствуется искусство печального содержания? — удивился я.
— Именно так! — наперебой заговорили Марина и Сергей. — Все неприятное и трагическое у нас отсутствует. Потому и музыка считается у нас высшим искусством, что если роман или кинокартину практически невозможно создать без отрицательных персонажей, совершающих злые поступки, то в музыке можно превосходно обойтись одними только прекрасными созвучиями и мелодиями пленительной красоты.
— Но в музыке тоже бывает минор, — возразил я.
— У нас в раю в миноре практически не пишут. Возьмите Глинку. Он написал уже два романса, оба в мажоре. Сейчас пишет фортепианный концерт для Глена Гульда — в тональности фа-диез мажор. Минор существует только как способ оттенить мажор.
— Удивительно! — всплеснул руками я.
— Минорные трезвучия, — четко сказала Марина, — встречаются на второй, третьей и шестой ступенях мажорного лада. Иногда, в редких случаях, на четвертой.
— Тогда это называется гармонический мажор, — пояснил Сергей.
Слушая гостей, я задумался о том, не применить ли нам райские критерии оценки искусства здесь, на земле. Вот заседаю я периодически в разных жюри, например фестиваля «Золотая маска». Что, если, выбирая спектакли, заслуживающие наград, смотреть не только на их профессиональный уровень, но и на наличие в них оптимистического содержания? Смотреть внимательно, чтобы в спектаклях никто не замерзал. Или вдруг тогда и выбирать будет не из чего?
— Хорошо, друзья, — сказал я. — Что же нам теперь делать? Есть какое-то средство вернуть вас в рай?
Марина и Сергей переглянулись.
— Вот именно об этом мы и хотели с вами поговорить, — с надеждой сказали они. — Нам обещали, что возьмут назад, если мы придумаем три оперных проекта положительного содержания. Помогите нам, пожалуйста, Петр Глебович.
— Что ж, я охотно вам помог бы, — задумался я. — Но… как их придумать?
— Надо с чего-то начать, — неуверенно сказал Сергей.
И тут меня осенило:
— С конца!
Я бросился к книжной полке и схватил томик «100 опер».
— Так-так, полистаем… Вот эта опера — чем она кончается? В руках у папы римского расцвел посох. Пусть начнется с грустного — в руках у папы римского увял посох. Рыцарь Гейтанзер попадает с небес на землю. Общение с земной подругой он находит несколько пресноватым и ищет потрясающих страстей. В финале оперы герой оказывается в объятиях Венеры, посреди необузданной оргии.
— Почти как у нас в раю! — засмеялись Марина и Сергей, захлопав в ладоши.
Работа закипела. Несколько дней мы провели в трудах, обложившись либретто и старательно переписывая их от конца к началу.
В одном из наших оперных проектов испанский дворянин мучился в аду, а над ним, на земле, пели секстет, чьи звуки из преисподней казались ему особенно погаными. Вдруг являлась статуя, каменной рукой доставала героя из геенны и отправляла в жизнь, где его ждали встречи с многочисленными красавицами. Любовь к одной из них привела его к ней в дом, где на смертном ложе проводил последние минуты ее отец. Однако идальго возвратил его к жизни искусственным дыханием, и зазвучал ре мажор.
Труднее дался нам сценарий, где в выходной арии заглавный персонаж жаловался на жалкий жребий. Старый генерал рекомендовал ему не обращать внимания на возраст. Вняв совету, герой пускался в забавы молодости, дрался на дуэлях, после чего молодая жена генерала писала ему любовное письмо. Заключительная сцена являла героя в кругу своей новой семьи, в контексте крестьянских плясок и идиллического домашнего пения. Вдобавок ко всему приходило радостное известие — умер дядя героя, оставив ему наследство. Девушки интриговали героя, сообщая ему эту новость в дуэте «Слыхали ль вы?».
— Этот финальный дуэт мне особенно нравится, — говорила Марина. — Я буду петь верхний голос, а Маша Малибран — нижний. У нас в раю это примут на ура.
Когда все три либретто были готовы в деталях, мои друзья пустились в обратный путь. Я проводил их до Пехорки. Мы расцеловались. Нагие, как пришли, они вошли в воду, где им было по колено, и побрели вверх по течению. Когда они проходили мимо Акатова, вся деревня вылезла на берег. Вскоре они скрылись за излучиной. Я пошел домой.
По моим расчетам, путь их должен был занять несколько недель: вверх по течению идти трудно. Но уже на следующий день после нашего прощания жара спала, и в воздухе почувствовалось наступление осенней прохлады. Семья вернулась. Мы прожили в Салтыковке до конца ноября, когда выпал первый снег. Меня снова пригласили в жюри фестиваля «Золотая маска». От Марины и Сергея у меня не было никаких вестей. Наконец я позвонил Глинке. «Никто не приходил», — ответил он.
Они не дошли до рая. Холод настиг их. Они замерзли посередине Пехорки. Они превратились в ледяные изваяния, мои Сергей и Марина. Это трагическая колонка. Она повествует об ужасном. У нее плохой, очень невеселый конец.
Здесь кончается текст, написанный мной в декабре и с тех пор пролежавший в ящике стола. Теперь вы понимаете: верный заветам нашей эстетики — ничего о печальном! — я не мог его публиковать. Три дня назад я позвонил в облсовет.
— Клара Арнольдовна, красавица вы моя! — сказал я. — Поздравляю вас с праздником Восьмое марта.
— Ах, спасибо, Петр Глебович, — ответила Клара Арнольдовна. — И вашу супругу поздравьте. С потепленьицем вас! Кстати, хотела вам звонить. Новость знаете?
— Какую новость, Клара Арнольдовна?
— Плюс на термометре, Петр Глебович. Отмерзли эти двое, на Пехорке-то. Дальше пошли.
Читать!
А мои Сергей и Марина завершили свой поход и достучались до райских врат. Они, должно быть, принесли в рай три невозможно прекрасных оптимистических оперных сюжета. Недавно звонили, родные. Нет, говорят, всё забыли по дороге. Сочиняют новые — примерно такие же, как в Салтыковке.
КомментарииВсего:3
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 5715562
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 3868189
- 3. Норильск. Май 1284970
- 4. ЖП и крепостное право 1114896
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 904612
- 6. Закоротило 832997
- 7. Не может прожить без ирисок 815451
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 780594
- 9. Коблы и малолетки 758253
- 10. Затворник. Но пятипалый 496698
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 431399
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 386770
Ай да П...! Ай да с... сын!