В классической музыке целая когорта произведений называется – вполголоса, конечно, и тем более уж не на страницах печати – «музыкой для фигурного катания»
Недавно на фестивале в Плёсе я встретил моего друга Игоря Порошина, чьему блестящему перу спортивного журналиста я всегда так завидовал.– Игорь! – бросился я к нему. – Какую прекрасную колонку ты написал про фигуриста Плющенко!
Читать!
– Но знаешь… – сказал я. – А я ведь не совсем с тобой согласен. И даже хочу с тобой поспорить, – вдруг решился я, не ожидав от себя такой наглости.
Тут Игорь, напротив, заинтересовался и с приветливым видом приготовился меня выслушать. Но зазвенели бокалы, и наша беседа оборвалась.
Колонку Игорь написал о музыке, под которую танцует фигурист Плющенко. Игорь сетовал на то, что названный спортсмен, у которого он продиагностировал исключительный талант, не стремится выбирать для своих выступлений шедевры классической музыки, а катается под всякую дрянь. Мой друг Игорь не из тех людей, кто сидит сложа руки, видя торжество дурного вкуса, поэтому он включился в дело и свел Плющенко с одним из хореографов Мариинского театра. Тот попытался поставить для фигуриста номер на классическую музыку, но ничего из этого не вышло: Плющенко, при всем его необыкновенном таланте, не смог под нее подстроиться и уехал бороться за спортивную честь России, прихватив с собой фонограмму с музыкой из сериала «Бандитский Петербург». Игорь ставил в пример фигуристу Плющенко спортсмена из Канады, который тем временем катался под Стравинского и Римского-Корсакова.
Как патриот, я так же расстроился за Россию и за ее талантливого, но неправильного сына Плющенко, как и мой друг Игорь. Несогласие мое вызвал другой аспект. Все-таки фигурное катание не искусство, а спорт, подумал я. Надо ли так уж женить высокую культуру и каток, на котором набирают очки? Или лучше сохранить то и другое в чистоте, в независимости друг от друга, не устраивая путаницы близких, но все же разных отраслей?
Опасность сближения людьми искусства ощущается. Недаром же в классической музыке целая когорта произведений называется – вполголоса, конечно, и тем более уж не на страницах печати – «музыкой для фигурного катания».
Адажиетто из Пятой симфонии Малера – типичная музыка для фигурного катания. Помните, то адажиетто, которое Висконти приспособил для фильма «Смерть в Венеции»? Лучше всего подошло бы для мужчин-одиночников. Так и вижу какого-нибудь кудлатого красавца, который в кульминации на кадансовом квартсекстаккорде воздевает руки к куполу стадиона, проплывая под ним по эффектной кривой траектории.
Ре-бемоль-мажорная вариация из Рапсодии на тему Паганини Рахманинова – та, что самая экстатичная, – вот замечательный образец музыки для фигурного катания. Здесь, наверное, лучше бы пару: он пусть будет страстный, со впалыми щеками, а она – пухленькая и вся в блестках.
Похоже, что краеугольные образцы музыки для фигурного катания написаны в начале ХХ века. Но ведь Рахманинов не написал бы ре-бемоль-мажорной вариации, если бы не существовало ре-бемоль-мажорной темы из увертюры-фантазии Чайковского «Ромео и Джульетта». Чем тоже не музыка для фигурного катания? Ноги между тем растут из куда более стародавних времен.
Барокко! Почему нам так нравятся медленные арии Генделя или Вивальди, лучше всего в исполнении контратеноров, приводящие нас в состояние транса? Например, ария Генделя Lascia ch’io pianga – помните, та, которую Ларс фон Триер приспособил для фильма «Антихрист»? Потому что это музыка для фигурного катания.
А теперь спросите у тех, кто изнывает от счастья, слушая «транс-арии» Генделя, нравится ли им Адажио Альбинони. Так называется хитовая подделка, которую написал в ХХ веке один пройдоха-итальянец. «Фи, нет! – ответят они. – Это же музыка для фигурного катания».
Музыка для фигурного катания есть у Баха (медленные части скрипичных концертов), Моцарта (минорные медленные части фортепианных концертов), Шуберта (соль-бемоль-мажорный экспромт), Шопена (ноктюрны и баллады), Шумана, Листа, Шумана – Листа, Грига, Дворжака, Скрябина, Равеля и многих других, чье творчество вызывает – теперь внимание! – комок в горле и мурашки по спине.
Помнится, мы однажды спорили с известным биофизиком Витольдом Анджапаридзе о критериях в искусстве.
Я сказал Толику, что ценю искусство, в котором содержание выражается через правильное соотношение пропорций.
– Это очень умозрительный подход, – возразил Толик. – Ты должен больше доверять сердцу. Мой критерий – это комок в горле и мурашки по спине.
– Хорошо, – ответил я. – Сейчас я тебе покажу, как создается искусство, отвечающее предложенному тобой критерию.
По счастливому стечению обстоятельств у меня в это же время гостил трубач-аутентист Зарастро Кренкель, звезда фестиваля старинной музыки в Брюгге. Мы пошушукались с ним и подошли к роялю, я наугад открыл сборник одноголосных диктантов Ладухина и проиграл один из них.
– Как тебе тема? – спросил я Толика.
– Примитив и убожество.
– А вот послушай теперь.
Я сыграл ту же тему, но уже с аккомпанементом, стараясь левой рукой брать верные гармонии. Потом я сымпровизировал некую середину, не менее убогую, чем сама тема. Потом вернулся к теме и повторил ее чуть больше эмоционально и с чуть более цветистым аккомпанементом. Затем сделал модуляцию в тональность на полтона выше, а Зарастро Кренкель, которого я заранее подговорил, в этот момент красиво заиграл ту же тему на трубе. В самом конце я взял звучный аккорд. На том мы и закончили.
К горлу Толика подступил комок, а по его спине пробежали мурашки.
– Теперь ты понял, как это делается? – спросил я Толика.
– Да, – ответил Толик. – Нужно правильно рассчитать соотношение пропорций.
Я осекся, но понял, что Толик прав: во всех перечисленных мною примерах музыки для фигурного катания пропорции рассчитаны очень хорошо.
Читать!
Поэтому, видать, все-таки разные вещи – фигурное катание и классическая… (нет, другое хотел сказать) и музыка для фигурного катания! Может быть, и пусть себе живут отдельно? А, Игорь?
КомментарииВсего:15
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451810
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343417
- 3. Норильск. Май 1268741
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897712
- 5. Закоротило 822172
- 6. Не может прожить без ирисок 782646
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759414
- 8. Коблы и малолетки 741006
- 9. Затворник. Но пятипалый 471587
- 10. ЖП и крепостное право 407972
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403228
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370600
скорее-наш поспел везде пострел
Так копните здесь, или дайте ссылку, где уже копнули. Критиковать все горазды
"писать чуть глубже" небезопасно -- можно под лёд уйти, вместе со всеми мыслястатьями, а базарить о саундтреках для фигуристых спортсмэнофф или бандитских серыхалофф -- дурновкусие, по крайне мере, для ценителя Баха, Брамса, Бриттена... кстати, А вы любите Брамса?))
полистал лениво архивы ПП, набрел на годичной давности откровения http://www.openspace.ru/music_classic/projects/118/details/13283/?expand=yes#expand Долой ХХ век, клячу истории: "...Я, однако, не хочу, чтобы у читателя создалось впечатление, будто я против постановки «Воццека» в БТ. Я только за, как и за другие оперы и балеты ХХ века. Кроме того, я не хочу обидеть БТ. Пусть он все проспал, но именно он поставил «Детей Розенталя», чей автор сейчас курирует «Воццек-ЖЖ». А именно в этой опере нам повезло, пусть чуть-чуть, пусть всего с нескольких страниц, но заглянуть в искусство XXI века. Так давайте же глядеть в него еще настойчивее!" -- уж лучше заглядывать в века прошедшие и слушать музыку революции, ибо этот товарищ пишет обывательски скучно и не о Музыке вовсе... почитаем лучше безумного Кафку или музыкального Кундеру
И в балете - ведь не сразу появилась гениальная музыка для этого вида искусства. Вспомним, как еще совсем недавно музыка Стравинского и Прокофьева принималась "в штыки" гениальными балеринами и танцорами.
Вот и в фигурном катании - специально написанная музыка пока просто не появилась. Поэтому фигуристы и их тренеры подбирают аккомпанемент из того, что у них на слуху. И делают это - самостоятельно, потому-что не доверяют "музыкальным академикам", которые им предлагают кататься под "авангардистский бред".
Конечно, самостийные "нарезки по живому" проходят чудовищный монтаж, вследствие которого обрывки гениальной музыки, вперемешку с попсой, начинают звучать, как китч, издевательство, дурновкусие и пр.
Вот в этом дело, а не в «музыке для фигурного катания» - зачем же подменять смыслы? "Мурашки" и "волосы дыбом" - это то, чего в современной академической музыке и близко нет. И их никто не выдумал, как и любовь, но обязательно появится поручик Ржевский, который всё опошлит - от Баха до Оффенбаха))
/Из афоризмов tridi/