Паша сидел в партере, как бы невзначай заложив руку за край сюртука и чувствуя ладонью холодную сталь.
Трагедии бы не произошло, если бы в опере «Вертер» не оказалось той же музыки, что и в балете «Весна священная»
Сенатор Альфредо Солинас был застрелен в собственной ложе прямо во время спектакля. Пуля попала точно в сердце. Паша Горький и не думал бежать — отбросив дымящийся пистолет, он стоял среди партера, картинно закинув кудри назад. Публика в панике стремилась к выходам, оркестр разбежался, сцена опустела, занавес забыли закрыть. Близкие и приспешники сенатора молча окружили бездыханное тело. За несколько дней до президентских выборов демократическая партия лишилась лидера. Надвигающейся диктатуре теперь некому было противостоять. Будущее Республики тонуло во мраке.Получив известие о гибели сенатора Альфредо Солинаса, сенатор Альфонсо Солинас побелел. Выйдя на террасу, он невидящим взглядом глядел в даль долины и думал: «Да, мои руки по локоть в крови. Да, во имя отчизны я готов пролить ее еще больше. Но ты, брат, знай: хоть ты и стоял поперек моей дороги, в твоей смерти я невиновен». И, рыдая, упал перед распятием…
Когда Паша Горький и Линка Шварц поступали в группу «Освобождение», они предупредили:
— Мы согласны стрелять только по диктаторам.
— Большего от вас и не потребуется, — заверили их.
И Паша с Линкой кровью подписали договор.
Теперь Линка не понимала, как такое могло произойти. Застрелить одного близнеца-сенатора вместо другого было технически невозможно. Они приходили в театр в разные дни. Так распорядилась жизнь: в детстве Альфредо и Альфонсо были неразлучны, в юности оба пережили романтическое увлечение Лоркой, но потом разошлись по разные стороны баррикад. Одного манил идеал свободы, другого — силы. Демократ Альфредо не был последователен в личной жизни, порхал и увлекался. Соратники по партии знали, что он не пропустит ни одного балета, где танцует Синтия Эпорхидос, с которой его связывали особые отношения. Склонный к диктатуре Альфонсо, напротив, был образцовым семьянином, его дети Хуан и Медея пели в детском хоре и выступали в опере. Так близнецы-соперники и ходили в семейную ложу в разные дни, пока пуля террориста не оборвала жизнь Альфредо, а с нею и надежду страны на свободное будущее.
Сначала Паша Горький недоумевал, почему сенатора нельзя застрелить где-нибудь на встрече с избирателями, или на пивном гулянье с простонародьем, или при посещении приюта для сирот, или во время визита к ликвидаторам. Но Линка объяснила ему, что уважающий себя политик должен быть застрелен в оперном театре. У Паши Горького были точный глаз, железные нервы и неплохая музыкальная память. У Линки — некоторые педагогические способности. Ей поручили инструктаж.
Линка заставила Пашу прослушать и выучить назубок маленький отрывок из оперы «Вертер».
Вот этот:
Паша запомнил.
«Этот отрывок, — объясняла Линка, — прозвучит ровно перед тем, как на сцене должны появиться Хуан и Медея. Сенатор привстанет и выглянет из-за занавески, чтобы разглядеть в хоре своих детей. Тогда стреляй».
Паша Горький вошел в театр безоружным, а пистолет соратники пронесли через другой вход вместе со спонсорским кофе. Когда спектакль начался, Паша сидел в партере, как бы невзначай заложив руку за край сюртука и чувствуя ладонью холодную сталь. Оркестр играл, неутомимый Абисалес дирижировал, занавеска ложи, за которой сидел сенатор, иногда чуть шевелилась, изредка виднелась чья-то тень. Но музыки, которой Паша ждал в качестве сигнала к действию, все не было и не было. Прошла уже целая картина, и Паша стал сомневаться, на тот ли спектакль он пришел. О, если бы рука Всевышнего остановила его в этот момент!
И вдруг — сомнений нет! — зазвучал этот мотив.
Паша взглянул: сенатор выглянул из ложи, а на сцену вышли — нет, вовсе не дети, вышла рафинированная, изломанная Синтия Эпорхидос. Но Паша глядел уже не на сцену: мушка совместилась с прицелом, палец нажал на спуск…
Бывает, что большие политические потрясения объясняются сущей ерундой. Роковой причиной, по которой сорвался план группы «Освобождение», стало то, что в афише фестиваля «Кокосовая маска» поменяли местами оперу «Вертер» и балет «Весна священная». Но трагедии бы не произошло и в этом случае, не окажись в балете «Весна священная» той же музыки, что есть в опере «Вертер».
Задним числом Линка, конечно, кусала локти. Горе я, а не инструктор, маялась женщина. Я ведь знала, знала, что важен не только текст, но и контекст! В опере «Вертер» сначала заканчивает свою реплику этот чудак судья, а потом звучит этот мотив — вскользь, переходом к пению детей. Вот так:
А в балете «Весна священная» этот же мотив звучит уже не вскользь, а как настоящая тема. Перед этим круг девушек, танцевавших вступление, расходится, и появляется Синтия Эпорхидос. Вот так:
Паше Горькому удалось понять причину своей ошибки лишь позже, когда он вышел на свободу по амнистии. Оба они с Линкой бросили освободительную деятельность и основали каждый по рок-группе — «Парк Горького» и «Линкин парк». На концертах они разогревали друг друга, теперь понимая, как это важно, когда один художник внимательно прислушивается к другому, впитывая, пусть безотчетно, все перспективное.
Вопреки ожиданиям, правление диктатора Альфонсо Солинаса не оказалось излишне кровавым. Он взял под государственное покровительство искусства и театр. Синтия Эпорхидос стала депутатом парламента. Хуан и Медея основали благотворительный фонд. Республика живет по конституции, текст которой успел написать покойный Альфредо Солинас. В память брата президент воздвиг стелу на площади Республики. Он отдал жизнь за текст, не ведая о контексте, сказали бы мы. У подножия стелы написано проще: «Он обожал балет».
КомментарииВсего:9
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 16569365
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 6519813
- 3. Норильск. Май 1293170
- 4. ЖП и крепостное право 1117409
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 906919
- 6. Закоротило 836981
- 7. Не может прожить без ирисок 831506
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 790471
- 9. Коблы и малолетки 765653
- 10. Затворник. Но пятипалый 507384
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 441442
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 393895
Потомучто автор практически на комментарии не реагирует.
- -
- -
- -
Пишет самодостаточные Часто комментарии никак
статьи. не связаны с темой его статей.
А может он вообще не понимает откуда берутся эти приписки или ему плевать, работает себе...
Потомучто автор практически на комментарии не реагирует.
1.Пишет самодостаточные статьи.
2.Часто комментарии никак
не связаны с темой его статей.
А может он вообще не понимает откуда берутся эти приписки или ему плевать, работает себе...
Почему же, я внимательно читаю комментарии. Просто мне кажется, что мое дело - написать текст, а дело читателей - комментировать, если им того захочется. Если я вынужден буду что-то разъяснять читателям в комментариях, значит, я не справился со своей задачей в тексте.
Отвечаю 2 borzenkov
Гармоническая схема и голосоведение в этих фрагментах абсолютно идентичны. Ритм немного отличается, следовательно, и мелодия. Инструментовка и тональность тоже отличаются. "Настроение" не совпадает, но это термин не из области музыковедения. Побудительным мотивом к написанию колонки был мой поход на "Вертера" в Театр Имени Станиславского и Немировича-Данченко. Я вдруг явственно услышал музыку из "Весны священной". Дома внимательно переслушал это место с партитурой и убедился, что именно так и было: Стравинский безотчетно запомнил музыку Массне и потом повторил ее. В истории музыки таких сюжетов множество.
Ежели вам можно знать, то со своей задачей вы действительно не справились, однако, до сего момента пинял на себя!