Как я работал с любителями
Недавно мне посчастливилось сотворить большой проект на южнотирольском фестивале Transart. Назывался он Voicity, это был оупен-эйр на плацу (100х100 метров) заброшенной военной базы по следам «Симфонии гудков» Арсения Авраамова. Подробнее о нем можно прочесть здесь. Эта колонка не о самом проекте, а о людях, которые помогали мне его делать, и о том, почему они помогали.Город Шландерс очень маленький, меньше шести тысяч человек. Настоящий Кардамон, мечта жителя мегаполиса. Там, конечно, все друг друга знают и, если что, сплачиваются для решения проблем.
Читать!
Строительная фирма Marx обещала выделить восемь рабочих — по четыре для отбойных молотков и для трамбователей асфальта. Но выделила только четверых. Асфальт трамбовать было некому. Начальник городской полиции Кристоф оказался родным братом Георга. Узнав о нехватке рабочих рук, он не задумываясь предложил свои, да еще и пообещал сагитировать коллег. В итоге на генеральной репетиции и представлении был полный асфальтокомплект; впрочем, доукомплектовался Кристоф, кажется, скорее родственниками — зато сдержал слово полицейского.
Водители БМП фирмы Iveco Мауро и Брайан, совсем молодые ребята, имели представление о музыке только из общеобразовательной школы, как и большинство других исполнителей. («Я в начальных классах играл на треугольнике», — смущенно объяснил Брайан.) Но они все-таки его имели. Поэтому они поняли модус оркестровой партии, в котором была оформлена их задача — производить в определенное время определенные действия. Хотя, разумеется, сроду не видали никаких оркестровых партий. Суровые мужчины Клаус и Конрад из фирмы Stahlbau Pichler с жаром (и искрами) орудовали своими циркулярными пилами по металлу и, кажется, были очень довольны, что делают это, глядя в стоящие на пюпитре ноты. Оператор компрессора, который мы воткнули посреди плаца, героически преодолевал медлительность своего агрегата, не позволявшую включать и выключать его так быстро, как требовалось.
Исполнители делились на две части. Одних, как пилотов Iveco или рыцарей металлообработки, командировали фирмы-спонсоры проекта, которые оплатили им рабочее время (и, вероятно, сверхурочные, поскольку все происходило в субботу и воскресенье). Другие — просто добровольцы, в основном из духового оркестра Шландерса. Но и у тех и у других отношение ко всей затее было волонтерское, в охотку. Когда я спросил щуплого мальчугана, приведенного полицейским Кристофом для игры на трамбователе асфальта, хватит ли у него сил справиться с этой норовистой скачущей машинкой, он с гордостью отверг мои сомнения — и в его решимости явственно веял командный дух.
Партии моих сотрудников требовали на всем своем протяжении физического труда разной степени тяжести. Некоторые, например, подолгу пребывали в движении, извлекая звук из тех или иных предметов; другим приходилось орудовать довольно увесистыми устройствами. При этом все должны были то и дело заглядывать в свои партии и не упускать из виду хронометров — все разыгрывалось по часам, поскольку никакого дирижера, естественно, не было и быть не могло на пространстве в один гектар.
Я не сразу понял, почему все они так хорошо относились к происходящему. Конечно, пока длилось все это репетиционное и концертное безумие, разводить социокультурные думы было некогда, и легче всего было предположить — по-столичному свысока, — что, мол, они там в своем Шландерсе умирают со скуки и возьмутся за что угодно.
Когда безумие кончилось, я стал вспоминать разные мелкие детали: как они внимательно слушали, как охотно задавали вопросы, как обсуждали между собой детали перформанса, как помогали друг другу. Наблюдения складывались в некое ровное ощущение положительно заряженной среды — куда ни ткнешься, везде тепло и все работает.
Ну да, культура такая, правила поведения. Будь доброжелателен, признавай за другим право быть другим, не принимай непривычное в штыки, а постарайся его понять — все это и есть Запад. Положительно заряженная среда. Но это слишком общие соображения.
Более частные такие. В обществе, в котором живут мои волонтеры, статус музыканта очень высок; а Voicity они явно воспринимали именно как музыкальное событие. И дело не во внешних признаках — не в том, например, что у них на руках были как бы ноты. А в том, что им нравилось делать звуки совместно. Музыкальность же в это делание добавлялась оттого, что оно было структурировано во времени. Вот и получалось, что мои исполнители старались проявить себя настоящими музыкантами.
Вместе с тем в их добросовестности и взаимовыручке было нечто артельное. Подозреваю, что быть музыкантами также значило для них быть членами соответствующего сообщества, гильдии. (Профессиональными музыкантами среди всех участников были только мы с Натальей Пшеничниковой да начбанд Георг, управлявший одной из четырех пожарных сирен.) Еще больше напоминала об этом их возрастная пестрота — от 15 до 60.
Я, наверное, скажу банальность, но я ее скажу. Team spirit, дух гильдии, коллективизм — он и есть инфраструктурная основа западной культуры. Он там не очень заметен, ибо настолько естественен и глубок, что лежит в основании всей художественной жизни. Никакой западный фестиваль не обходится без волонтеров, а европейская глубинка — без духовых оркестров, певческих союзов и пр.
В России вроде бы есть дома культуры, а при них разные коллективы. Но у нас отсутствует традиционная основа, отличающая европейские полународные музыкальные коллективы (культура снизу) от советских досуговых центров (культура сверху). Ведь музыка как вид искусства была здесь исторически заемной, и у нас так и не сформировались общественные уложения, которые поддерживали бы ее тление в глубине общества, как это происходит в Европе.
Читать!
Нынешняя воровская власть, конечно, сделала и делает очень много для того, чтобы изгладить из общественной памяти любые привычки к горизонтальным связям, в том числе культурным. У нас расслоение общества увеличивается по всем направлениям: с одной стороны, культура (как и спорт) высоких достижений, с другой — провинциальная деградация. Скоро начнет рваться.
КомментарииВсего:10
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451826
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343430
- 3. Норильск. Май 1268744
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897713
- 5. Закоротило 822174
- 6. Не может прожить без ирисок 782655
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759437
- 8. Коблы и малолетки 741016
- 9. Затворник. Но пятипалый 471597
- 10. ЖП и крепостное право 407976
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403240
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370609
А вот конкретной музыкой (и агрессивной музыкальной позицией) все уже давным-давно набаловались. И теперь слушают музыку первого комментатора, а не второго.