Наивный слушатель идентифицирует себя с такой-то музыкой и в этой связи старается отделить себя от какой-то другой музыки.
Der Lauf der Dinge как музыкальная праформа
В колонке про наивного слушателя я писал, что идеальный слушатель — это скорее состояние, такое состояние, когда осознаешь (не обязательно вербально) себя как слушателя, свои привычки и реакции, их обусловленность. Идеальный слушатель выделяет себя как standalone-реципиента, если хотите — как host application, и это вообще-то единственный путь: не понимая себя, нельзя понимать музыку — именно потому, что она не существует отдельно от тебя самого.Читать!
Это видео очень любят мои дети. Они вперялись в него много раз. Они никогда не в силах оторваться от причинно-следственной цепочки, где все рушится, толкается, шипит, льется, вихляется, ползет, дрыгается, вращается и зудит.
Каждый раз я смотрю его вместе с ними. Нет, не каждый — иногда я только слушаю, как все рушится, толкается, шипит, льется, вихляется, ползет, дрыгается, вращается и зудит. Саундтрек по отдельности тоже производит на меня сильное впечатление. По-моему, это остроумно придуманная и прекрасно сделанная музыкальная форма, то же самое можно сказать и про видеоряд.
Я знаю, что у Фишли и Вайса это все долго сочинялось, готовилось, пробовалось, репетировалось — рушилось, толкалось, шипело и так далее. Я, однако, подозреваю, что то качество, которое в моих глазах/ушах придает «Ходу вещей» свойства музыкальной формы, скорее всего, появилось как побочный эффект чего-то другого. Более важного. Более фундаментального. Если угодно, чего-то такого, забота о чем превращает цепочку событий в форму.
Еще я подозреваю, что вижу/слышу это все не так, как задумывали Фишли и Вайс, и что, возможно, мои дети относятся к «Ходу вещей» более самозабвенно и адекватно — как к самоценной и оттого бесформенной игре лоу-файных стихий в сарае.
Нет-нет, я отдаю себе отчет в том, что главное, без чего форма не возникнет из цепочки событий, — мое слушательское усилие. Я всегда помню: это я сам в своей голове делаю из того, что вихляется, ползет, дрыгается и далее по списку, то, о чем можно говорить более музыкальными словами. Тем не менее попытаюсь ухватить какие-то важные положения.
Первое: разнообразие объектов и процессов. Они очень разные и визуально, и по звуку. А главное в контексте разговора про музыкальную форму — они происходят с разной скоростью. Есть точечные события (что-то упало или лопнуло), есть ступенчатые (эффект домино), у каких-то событий скорость горения, у каких-то — скорость окисления.
Второе: подобие объектов и процессов. В «Ходе вещей» не случается ничего единичного; точнее, каждое событие мы можем зарифмовать, запараллелить с другим. Причем подобные события всегда разделены довольно значительным промежутком времени.
Третье, следующее из первого и второго: неравномерность. Поскольку здесь нет ничего, кроме хода вещей, то получается, что идут не вещи, а само время. То есть, входя в эту систему, мы утрачиваем линейное время — ведь нет никакого времени «поверх вещей», в котором они могли бы происходить.
Четвертое: незавершенность сюжета. «Ход вещей» не заканчивается, а прерывается на том, что мы уже видели, и таким образом указывает на повторяемость более крупного порядка — или же на замкнутость, безвыходность.
Медленные события заставляют ждать своего окончания — быстрые заставляют ускоряться, пытаясь поспеть за происходящим. Контраст между соседними событиями мы регистрируем легко и машинально, как бы мысленным периферическим зрением, зато остро и напряженно вспоминаем, что видимое нами в данный момент похоже на произошедшее минут десять назад. Все это распределено неравномерно (да, здесь приходится вводить внешнее, линейное время, но только потому, что у нас нет другого способа измерения) и понуждает восприятие к некоей полифоничности.
Это описание может показаться вопиющей банальностью, но ровно до того момента, пока мы не поймем, что на перечисленных закономерностях держится, строго говоря, европейская музыка как вид искусства. Повторение и различие, контраст вблизи и подобие на расстоянии, неравномерность подачи информации, сумма частей, которая становится целым только в сознании слушателя, — собственно, мало что можно добавить к этому шорт-листу.
С некоторых пор за этими основами, освоенными музыкой, тянутся и time-based arts, возвращая музыкантам их time-based вещи в состоянии, очищенном от семантики. «Ход вещей» — это же набор чистых функций. Нет, я понимаю, что бывает легче понять функцию, если подставить в нее конкретные значения и придать результату бытовой смысл.
Читать!
Кто-то (забыл кто — видимо, человек попал в точку) сказал мне замечательную вещь: если ты в одном сочинении пытаешься сказать сразу обо всем или о многом, это вызвано подспудным страхом смерти. Хочешь сказать все сразу — значит, боишься не успеть. Фишли и Вайс явно хотят «всё сразу», но не говорят сами, а предоставляют слово вещам. Вещи хорошо умеют молчать о чем-то очень большом, и хотелось бы этому у них научиться.
КомментарииВсего:8
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451842
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343433
- 3. Норильск. Май 1268783
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897719
- 5. Закоротило 822179
- 6. Не может прожить без ирисок 782661
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759461
- 8. Коблы и малолетки 741027
- 9. Затворник. Но пятипалый 471607
- 10. ЖП и крепостное право 407978
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403247
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370638
Слово "музыка" здесь можно заменить на - любовь, или на - салат "Оливье"), или, на худой конец - на "потуги по-большому")
Очень важно "понимать" - без понимания, невозможно понять, что - "так судьба стучится в дверь"))), или что соната - "лунная"))), или что сетевой музыкальный авангард - это не музыка, а система манипуляций общественным сознанием)))
как будто это все и о живописи
спасибо, почитаю :)