Оцените материал

Просмотров: 11107

Случай Курляндского

Борис Филановский · 14/08/2009
Надо же, насколько просто и смело — лично для себя осознать историю музыки как шелуху, лишь скрывающую главный композиторский интерес

Имена:  Дмитрий Курляндский

©  Pete Harley

Случай Курляндского
Мой друг Дмитрий Курляндский пишет музыку без звуковысотности и использует только экстремальные или нетрадиционные приемы звукоизвлечения. Мы с ним дружим с 2003 года. Тогда фонд «Про Арте» делал проект «Похищение Прелесты» — продукцию ТПО «Композитор», а Митя написал ужасно изобразительный фрагмент сплошь из скрипов и скрежетов. Это звучало диковато и нарочито непохоже на то, чем занимается ТПО. Еще до этого я слышал на концерте Московской консерватории Une histoire de la musique («История музыки» — фр.) для тубы, контрабаса и большого барабана — вызывающий опус, весь построенный на обертонах нижнего ми.

Мне стало любопытно, что может получиться из этого вызова, и я решил подключиться. По моим просьбам с 2003 по 2009 год Митя написал для проартовского eNsemble пять произведений. За это время он стал лауреатом Gaudeamus Prize (с выдающимся «Сокровенным человеком» на текст Платонова), стипендиатом DAAD; оброс заказами от самых крутых западных ансамблей. Словом, сделал карьеру — не сделав при этом ни шагу в сторону.

Я радостно удивлялся. В основном потому, что композиторская деятельность Курляндского по большей части виделась мне неким кунштюком.

Еще году в 2005-м он сказал мне: может быть, мы сейчас находимся в самом начале музыки без звуковысотности; может быть, она едва начинает осваивать свой круг средств и то, что я делаю, это что-то вроде григорианики, в смысле очень ранняя музыка, которой еще предстоит обрасти своим словарем.

Тогда мне это показалось — в который уже раз — не более чем вызывающим, интересным, диковатым. Эк замахнулся, думал я.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:9

  • spielbrecher· 2009-08-16 11:24:57
    Поздновато после Кейджа считать, что музыка "как объект" и "скрывающая главный композиторский интерес - время" "едва начинает осваивать свой круг средств" и ей "еще предстоит обрасти своим словарем".
  • trumpetist· 2009-08-16 17:32:19
    После Дж Кейджа, кажется вполне естесственным считать музыку как "объект" и все остальное прочее, нет? Здорово, что можно слушать. Борис спасибо з Вашу колонку.
  • petrpospelov· 2009-08-16 23:15:29
    Правильное название произведения ТПО "Композитор", в сочинении которого, как ответственный мастер, принял участие Дмитрий Курляндский - "Освобождение Прелесты". Позже Курляндский также сделал часть материала для балета "Смерть Полифема" и немного, но очень существенно поучаствовал в сочинении классической оперы "Селима и Гассан".
    Ещё я восхищался его аранжировками Пиаццоллы для диска флейтистки Марии Федотовой и, сравнивая его автономную музыку с этими работами, удивлялся разнообразию его умений.
Читать все комментарии ›
Все новости ›