Музыкальное «сейчас» и кратковременная память
Музыкальная информация — это мера изменения звука в единицу времени. Например, если произведение состоит из одного звука, мера изменения информации в нем стремится к нулю (зато успевает измениться слушатель — на этом построен классический минимализм). Напротив, в каких-нибудь сериальных опусах она очень велика, там все время что-то меняется по неочевидным на слух закономерностям.
Вопрос в том, каким образом воспринимается информация. Она, во-первых, квантуется и, во-вторых, считывается с известной скоростью. Мне кажется, что ключ к обоим процессам — параметры кратковременной памяти.
В реальном времени мы наблюдаем движение музыки не комфортно-панорамно, но как бы через узкое окошко. Его теснота и есть наша биологическая размерность по отношению к этому виду искусства. А музыка XVIII—XIX веков потому и составляет основу филармонического репертуара, что характер и плотность событий, которые предлагают классики и романтики, психофизически для нас не составляют проблемы.
Тут, конечно, вопрос, где курица, а где яйцо, — поскольку мы воспитаны на этой музыке, то готовы ей приписать разные фундаментальные свойства.
Как известно, объем кратковременной памяти — семь плюс-минус два. То есть с одного раза мы можем запомнить (и воспроизвести) примерно от пяти до девяти не связанных между собой элементов. Музыкальный масштаб, который соответствует этому магическому числу, — фраза.
Как правило, 5—9 элементов композитор излагает именно на протяжении фразы. Обычно это несколько мотивов, несколько фактурных элементов и несколько гармоний. В очень грубом приближении, классическая музыкальная фраза — это два-три мотива, два-три аккорда и мелодия-гармония-бас (то есть тоже два-три, только в одновременности, по вертикали). От пяти, повторюсь, до девяти; все, что больше, членится на фразы, все, что меньше, объединяется во фразы.
Пять-девять ячеек — это динамическая память; внутри фразы она перераспределяется довольно сложным образом. Например, какую-нибудь аккомпанирующую фигуру мы воспринимаем как значимую при первом появлении, затем продолжаем удерживать как бы периферийным слухом, а регистрируем в аккомпанементе только новую гармонию.
Если рассматривать это подробнее, то надо анализировать, как взаимодействуют синтагматика, то есть отношения элементов данного произведения, и парадигматика, то есть особенности данного произведения в контексте творчества его автора или эпохи. Если бы речь шла о живописи, мы бы сказали — композиция и иконография.
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
КомментарииВсего:8
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452310
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343670
- 3. Норильск. Май 1270149
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897983
- 5. Закоротило 822631
- 6. Не может прожить без ирисок 785226
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 762365
- 8. Коблы и малолетки 742148
- 9. Затворник. Но пятипалый 473859
- 10. ЖП и крепостное право 408354
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404711
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371776
Почему бы не предположить, что то, что выглядит как историческая и культурная конвенция (законы построения фразы, количество элементов в построении и тп) есть на самом деле свойство музыки per se, что её "антропоморфизм" есть частный случай антропоморфизма вселенной? Именно такое предположение должно, вероятно, казаться уважаемому автору наиболее отвратительным - но то, что громко говорят бесталанные люди в своё оправдание - совсем не обязательно неистинно по существу.
«Музыкальная информация — это мера изменения звука в единицу времени. Например, если произведение состоит из одного звука, мера изменения информации в нем стремится к нулю».
- Сначала у тебя информация есть мера, потом мерой оказывается что-то еще, что информацию (то есть саму меру) измеряет. Что такое «мера изменения информации», если информация – это и есть мера? Кроме того, информация не может быть инструментом характеристики звука, потому что звук сам по себе уже есть информация. Что как раз и подтверждается, когда «произведение состоит из одного звука». То есть у тебя явная путаница с функциями и системой управления трех понятий: информация, мера, звук.
«Как правило, 5—9 элементов композитор излагает именно на протяжении фразы. Обычно это несколько мотивов, несколько фактурных элементов и несколько гармоний. В очень грубом приближении, классическая музыкальная фраза — это два-три мотива, два-три аккорда и мелодия-гармония-бас (то есть тоже два-три, только в одновременности, по вертикали).»
- Нельзя мотив, гармонию и фактуру относить к ряду последовательно исчисляемых элементов. Мотив может быть образован сменой гармонии или фактурным приемом. И наоборот – фактура может сконструировать мотив, или контур мотива - гармонию. Вот тебе, скажем, популярный пример - «Революционный этюд» Шопена. Что там считать за «элемент»? Попробуй набери там их 5-9 и умести в 5-12 секунд. Тем более, что они образуют разномасштабные метрические планы. И у элементов этих метрических планов отличная фразеология – и по типу конструкции, и по протяженности.
А вообще, 5-12 – это ну так же, как мерить звуковысотность к-р музыки по 7-12 (диатоника-хроматика). Это не инструмент. Интереснее не то, сколько элементов усваивает динамическая память, а процесс накопления информации и ретроспективных связей в информационном потоке, который рендерится восприятием in real time (то есть по ходу звучания).
> если произведение состоит из одного звука, мера изменения информации в нем стремится
> к нулю».
> - Сначала у тебя информация есть мера, потом мерой оказывается что-то еще, что
> информацию (то есть саму меру) измеряет. Что такое «мера изменения информации»,
> если информация – это и есть мера?
мера мер, вторая производная - в математическом смысле все вполне законно
ср. в физике ускорение - скорость изменения скорости
хотя на самом деле все еще сложнее т.к. чтобы иметь "меру изменения звука" нужно иметь меру собственно звука ;))
ну и один звук, если он бесконечен в обоих направлениях и неизменен, никакой информации конечно не несет. а во всех остальных случаях таки имеет место его изменение.