В обоих спектаклях достаточно сладковатой театральной жути, чтобы зритель понял: эти истории не имеют к нему никакого отношения
В репертуаре Оперы Бастилии появились «Женщина без тени» Рихарда Штрауса и «Кардильяк» Пауля Хиндемита. Сценографические решения постановок резко отличаются, но кое в чем они схожи: высочайшее музыкальное качество сопровождает удивительно красивая картинка
«Женщина без тени» (1919) — одна из самых экстремальных опер Штрауса, напыщенный музыкально-поэтический монстр. И дело здесь не только в пяти сверхсложных партиях главных героев, но и в крайне запутанном сюжете. Либреттист Гуго фон Гофмансталь рассказывает историю об испытаниях и самопознании, где по модели моцартовской «Волшебной флейты» встречаются две семейные пары: «высокая» — Император и Императрица духов и «низкая» — Красильщик кожи и его Жена. Императрица должна познать бытие и обрести собственную тень, иначе Император превратится в камень. И вот в сопровождении зловещего призрачного существа, Кормилицы, она отправляется в мир людей, чтобы раздобыть тень кого-нибудь из смертных. Пересказывать все перипетии либретто — задача неблагодарная. Отмечу лишь, что через четыре с половиной часа зрителей ждет хеппи-энд.Постановщик спектакля, великий чародей ритуального театра Роберт Уилсон, верен себе. С помощью света, костюмов и четко выверенной пластики он создает на практически пустой сцене волшебный мир, лишенный живых эмоций и населенный странными существами. Каждая сцена — потрясающая красотой картина из чистых, не смешивающихся цветов, силуэтов, изломов. Сюжетные хитросплетения остаются не разъясненными, зато мы наслаждаемся визуальными эффектами и прекрасным пением.
Беда лишь, что за дирижерским пультом — скромный ремесленник Густав Кун. В его руках роскошная партитура звучит грязно, бледно и плоско, нюансы тонут в однообразном фортиссимо, а и без того сладкий финал заливается невыносимо приторным сиропом. В конце каждого спектакля по адресу Куна звучат раздраженные «бу» из зала.
Во всех бытовых подробностях воссоздана атмосфера начала ХХ века: элегантные вечерние платья дам, костюмы-тройки кавалеров, занятные детали интерьера. Сценографии не хватает одного — ощущения предопределенности, которое явственно звучит в бешено скачущей партитуре Хиндемита и без которого вся история превращается в анекдот.
Только исполнитель главной роли феноменальный Франц Грундхебер привносит на сцену трагическое измерение. Несмотря на возраст (а певцу 70), голос силен и свеж. Грундхебер окрашивает каждое слово неповторимой интонацией, свойственной большим драматическим актерам. Его Кардильяк, вроде бы омерзительный в своей маниакальной жадности, предстает художником с большой буквы, у которого покупатели отнимают его творения, как у отца отнимают детей. Вокруг Грундхебера роскошный состав певцов, ведомый точным и внимательным к нюансам маэстро Кадзуси Оно.
И «Женщина без тени», и «Кардильяк» неглубоки, но завораживающе красивы, и за это их очень любит парижская публика. В обоих спектаклях достаточно сладковатой театральной жути, чтобы зритель понял: эти истории не имеют к нему никакого отношения. Но впереди мартовские премьеры, где все должно быть иначе.
Ссылки
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452147
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343592
- 3. Норильск. Май 1269773
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897921
- 5. Закоротило 822490
- 6. Не может прожить без ирисок 784335
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761407
- 8. Коблы и малолетки 741860
- 9. Затворник. Но пятипалый 473068
- 10. ЖП и крепостное право 408243
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404207
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371440