Интендант зимнего зальцбургского фестиваля «Неделя Моцарта» делится рецептами приготовления концертов из Моцарта, классики ХХ века и музыки наших современников
23 января в Зальцбурге открывается ежегодный фестиваль Mozartwoche («Неделя Моцарта»), приуроченный ко дню рождения самого знаменитого уроженца этого города. Фестиваль продолжается десять дней, в которые вмещается два десятка программ с участием дирижеров Саймона Рэттла, Николауса Арнонкура, Марка Минковского, Пьера Булеза, пианистов Мицуко Ушиды, Андраша Шиффа, Даниэля Баренбойма.
В последнее время фестиваль, посвященный Моцарту, взял курс на обновление, и его программы с каждым годом все более неожиданны. На этот раз акцент сделан на музыке Йозефа Гайдна (в связи с 200-летием со дня его смерти) и двух наших современников — 38-летнего Маттиаса Пинчера и 83-летнего Пьера Булеза. Подобные инициативы — дело рук художественного руководителя фестиваля Штефана Паули. О том, как и зачем это происходит, он рассказал ИЛЬЕ ОВЧИННИКОВУ.— На фоне летнего Зальцбургского фестиваля, известного на весь мир, «Неделя Моцарта» выглядит куда скромнее, хотя сюда приезжает не меньше выдающихся исполнителей. Как бы вы сравнили эти два форума?
— Конечно, летний фестиваль не проходит мимо меня: я слушаю там музыку, встречаюсь с артистами, наблюдаю за составлением программ. Но наш очень отличается от летнего, причем не только от Зальцбургского — от Люцернского, например, тоже. Оба они гораздо крупнее «Недели Моцарта». У них есть несколько недель, чтобы донести до публики придуманный музыкальный сюжет, и гораздо больше возможностей: не только концерты, но и опера с драматическим театром. Важнее же всего то, что у этих фестивалей нет заданного заранее лейтмотива, каковым у нас является музыка Моцарта. Да, летом здесь всегда ставят его оперы, но программа не строится только вокруг них, с ними не обязаны соотноситься все остальные события. А наша задача именно такова.
— Как же вы ее решаете — при том что в последние годы программа «Недели Моцарта» чуть ли не наполовину состоит из музыки последнего столетия?
— Я с 2004 года отвечаю за программу фестиваля. В его центре при любой погоде был, есть и будет Моцарт. Однако мы обращаем все больше внимания на классику ХХ века и музыку сегодняшнего дня. Когда мы предлагаем публике Моцарта вместе с репертуаром совсем иного рода, рождается особая энергетика. Пока для фестиваля это еще ново. С 2007 года у нас зазвучали сочинения Лигети, Мессиана, Булеза, и среди постоянных посетителей стали появляться недовольные. Но мы надеемся, что аудитория «Недели Моцарта» будет воспринимать современную музыку в наших программах наряду с классикой как нечто естественное и что это повысит слушательский интерес.
— В программе 2009 года акцент сделан на сочинениях Булеза и Пинчера, в минувшем году звучало много музыки Бартока и Веберна. Почему именно они?
— Постараюсь ответить на примере Веберна. Его музыка такая концентрированная, хрупкая, тихая, пунктуальная, что нам показалось удачным поставить ее рядом с Моцартом: подобные контрасты пробуждают особенное внимание слушателя. Речь не о поиске явных параллелей между Моцартом и Веберном — вы едва ли их найдете. Мы хотим представить различные звуковые миры, сделать интересный, захватывающий концерт.
Веберна как ключевую фигуру прошлогоднего фестиваля мы выбрали вместе с пианистом Пьер-Лораном Эмаром — нашим приглашенным артистом (artist in residence). А в программе предстоящего фестиваля диалог между Моцартом и современной музыкой будет представлен еще более наглядно: будь то концерты Даниэля Баренбойма или Мицуко Ушиды, которая приняла наше предложение стать приглашенным артистом «Недели Моцарта-2009».
— Возглавив «Неделю Моцарта», вы ежегодно заказываете к фестивалю не меньше двух новых сочинений. Как вы решаете, к кому из композиторов обратиться?
— Первое, о чем мы спрашиваем кандидатов, интересно ли им написать сочинение, которое будет исполнено в моцартовском контексте. Вы удивитесь, но не каждый композитор скажет «да». И Йорг Уидманн, и Йоханнес Мария Штауд, писавшие для предыдущих фестивалей, и Маттиас Пинчер, чьи сочинения прозвучат в этом году, ощущают крепкую связь с Моцартом. И для каждого из них подобное соседство — весьма сильная мотивация. Разумеется, в работе они совершенно свободны — мы не просим ни о стилизациях, ни о моцартовских цитатах. Иногда они несвободны в выборе формы: скажем, Штауд писал концерт для двух фортепиано, зная, что в той же программе будет и двойной концерт Моцарта. Маттиас Пинчер, в свою очередь, сам предложил к теперешнему фестивалю новый струнный квартет — для «Недели Моцарта» это в самый раз. Так что все зависит от ситуации.
— Поразительно, что вы решили открыть прошлый фестиваль скрипичным концертом Offertorium Софии Губайдулиной. И как благодарно его принимала публика!
— Начать фестиваль с Губайдулиной было моей идеей. Зал слушал с таким вниманием, что я был просто счастлив. Как и тому, что здесь стали хорошо воспринимать Лютославского, Мессиана, Веберна. В 2008 году в центре нашего внимания были духовные сочинения Моцарта — верующего человека из религиозной семьи. У Софии Губайдулиной также свой непростой духовный путь, и Offertorium в значительной мере его отражает. Разумеется, не он один, но именно он казался мне подходящим для открытия: он также хорошо сочетался с мессой Моцарта. А если бы шла речь, скажем, о музыке Галины Уствольской, я предпочел бы слушать ее в течение всего вечера и в один контекст с Моцартом помещать бы не стал.
— Есть ли у вас мечта, связанная с «Неделей Моцарта»?
— Да, поставить здесь оперу! Но пока в финансовом смысле это невозможно. Все наши концертные исполнения опер — лишь отражения мечтаний об их воплощении на сцене. Моцартовскому фестивалю, в программе которого нет оперы, явно чего-то не хватает. Но это возможно лишь раз в несколько лет.
— За какой срок до начала фестиваля вы заканчиваете готовить его программу?
— До «Недели Моцарта-2010» остался год, и ее программа уже готова. Почти готов и следующий фестиваль, и сейчас я уже размышляю над программой 2012 года. Ведь у нас есть только эти зимние десять дней. В отличие от обычной филармонии, которая может перенести концерт с апреля на сентябрь, у нас такой возможности нет. Многие люди приезжают сюда раз в сезон и покупают билеты сразу на следующий год. Мы должны идти им навстречу. Прекрасно, когда люди воспринимают фестиваль как свой родной дом! И если они хотят слышать здесь только Моцарта, можно их понять. Обидеть никого мы не хотим, но надеемся заинтересовать.
Исполнение современной музыки во что бы то ни стало — не самоцель. Но когда мы слушаем Моцарта в подобном контексте, это очищает наш слух. Если музыка Мессиана или Веберна сама по себе шокирует вас, то после Моцарта вы прислушаетесь к ней внимательнее, и она вас захватит! Способности публики к восприятию шире, чем ей кажется. А если вы спросите меня, чувствовал ли я сопротивление со стороны артистов, когда фестиваль повернулся лицом к современной музыке, буду счастлив ответить: нет, нет и еще раз нет.
Другие материалы рубрики:
«Возвращение», 4.01.2009
Денис Мацуев: «Надо трубить SOS, иначе лет через семь мы можем растерять все к чертовой матери», 5.12.2008
Петер Этвеш: «От демонов я перешел к дьяволу», 10.11.2008
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451870
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343453
- 3. Норильск. Май 1268849
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897735
- 5. Закоротило 822220
- 6. Не может прожить без ирисок 782816
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759688
- 8. Коблы и малолетки 741121
- 9. Затворник. Но пятипалый 471813
- 10. ЖП и крепостное право 407999
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403335
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370710