Страницы:
Дмитрий Черняков, режиссер
— Как вам пришелся «Макбет»? Насколько я понимаю, это не ваш выбор и даже не вполне выбор Мортье для вас. «В точку», совсем мимо, ни то ни другое?
— Ставить «Макбета» я никогда не планировал; не думал, что придется. Есть оперы Верди, которые для меня более желанны, больше мне подходят, более совершенны. По сравнению с ними «Макбет» — вещь грубоватая. С первоисточником соотносится мало. Если вынуть музыку, текст Пиаве невыносимо груб — синопсис, дайджест шекспировской пьесы.
Но все равно там есть какая-то сила, то, что убеждает. Это опера не изысканная, но мощно заряженная внутренне. Для бельканто того времени, для молодого Верди там есть вещи очень креативные, возникающие рядом с какими-нибудь кондовыми ариями, — неожиданные тембры, например. Появление призрака или дуэт Макбета и леди Макбет — скороговоркой и шепотом.
Мортье предложил «Макбета» два года назад, когда приехал в Москву и увидел «Онегина» — смотрел его два раза. Мы встретились в кафе. Еще накануне он сказал: «Я уже понял, какую оперу вы должны поставить». Я гадал, гадал, пришел — и услышал: «Макбет».
Я даже как-то скуксился, не смог «держать лицо». Начал предлагать что-то другое. Но Мортье обсуждал эти мои предложения только в качестве дополнения к «Макбету». И только позже, когда спектакль уже оформился, стал реальностью, я задал вопрос: почему «Макбет»? Ведь Мортье декларировал, что работа интенданта заключается и в том, чтобы правильно соединять постановщика с произведением.
Он даже смутился. Улыбнулся и объяснил, что сезон был уже сверстан — это был его последний сезон в Парижской опере, и в нем — три оперы без постановщиков. И когда он мне назвал эти три оперы, я согласился, что «Макбет» все же мне подходит больше двух других — «Проданной невесты» Сметаны и «Лисички-плутовки» Яначека.
«Макбет» — сложная история, которая кажется простой. На нее нужно бросить все силы. Думать. Решать, как быть, например, с призраками, с ведьмами, танцующими треть оперы. Я долго откладывал решение, приезжал без проекта, не знал, что с этим произведением делать. Мортье меня выслушивал, давал еще время. Сказал: «Мне нужно, чтобы вы сделали не просто макет, а проект, которым бы вы были довольны». Внутренне я уже придумал то, чем доволен. Но до премьеры, пока это не реализовано, я все равно поостерегся бы об этом говорить.
— Как вам там со злодеями?
— Я пытаюсь так спланировать спектакль, чтобы никого не судить. Это не про прирожденного злодея, который идет к преступлению. Это злодейство, которое требует подробного разбора, выяснения обстоятельств: почему так, почему он так несчастен. Почему мы сострадаем не убитому Дункану, а убийце. Иначе не стоит и рассказывать эту историю, которая как бы биологически неприемлема.
«Макбет» считается пьесой заколдованной. В Англии ее называют «эта пьеса», театральное поверье гласит, что она приносит несчастье. Но это про пьесу Шекспира, а не про оперу Верди (в опере такие суеверия связаны с «Силой судьбы»). Правда, в Новосибирске «Макбет» ставится непросто, я часто болею: думаю, может быть, я все-таки влип?
— После парижских гастролей «Онегина» вы что-нибудь узнали о Парижской опере и публике, что учитываете теперь в работе?
— Нет. Чтобы узнать, мне нужно полностью пройти там репетиционный период. Кроме того, «Бастилия» (там будет «Макбет». — OS) в отличие от старого «Гарнье» (там был «Онегин». — OS), где многих узнаешь в лицо, — это театр огромный, он как завод. С этажа на этаж — эскалаторы, как в метро. Я там пока путаюсь — где какая сторона, какая улица.
Последние материалы раздела:
Маргарет Фолтлесс о правильной и неправильной музыке?, 04.12.2008
Борис Игнатов. «Макбет» Мартина Кушея?, 27.11.2008
Борис Филановский. Запись «Дидоны и Энея» в исполнении Курентзиса, 27.11.2008
— Как вам пришелся «Макбет»? Насколько я понимаю, это не ваш выбор и даже не вполне выбор Мортье для вас. «В точку», совсем мимо, ни то ни другое?
— Ставить «Макбета» я никогда не планировал; не думал, что придется. Есть оперы Верди, которые для меня более желанны, больше мне подходят, более совершенны. По сравнению с ними «Макбет» — вещь грубоватая. С первоисточником соотносится мало. Если вынуть музыку, текст Пиаве невыносимо груб — синопсис, дайджест шекспировской пьесы.
Но все равно там есть какая-то сила, то, что убеждает. Это опера не изысканная, но мощно заряженная внутренне. Для бельканто того времени, для молодого Верди там есть вещи очень креативные, возникающие рядом с какими-нибудь кондовыми ариями, — неожиданные тембры, например. Появление призрака или дуэт Макбета и леди Макбет — скороговоркой и шепотом.
Мортье предложил «Макбета» два года назад, когда приехал в Москву и увидел «Онегина» — смотрел его два раза. Мы встретились в кафе. Еще накануне он сказал: «Я уже понял, какую оперу вы должны поставить». Я гадал, гадал, пришел — и услышал: «Макбет».
Я даже как-то скуксился, не смог «держать лицо». Начал предлагать что-то другое. Но Мортье обсуждал эти мои предложения только в качестве дополнения к «Макбету». И только позже, когда спектакль уже оформился, стал реальностью, я задал вопрос: почему «Макбет»? Ведь Мортье декларировал, что работа интенданта заключается и в том, чтобы правильно соединять постановщика с произведением.
Он даже смутился. Улыбнулся и объяснил, что сезон был уже сверстан — это был его последний сезон в Парижской опере, и в нем — три оперы без постановщиков. И когда он мне назвал эти три оперы, я согласился, что «Макбет» все же мне подходит больше двух других — «Проданной невесты» Сметаны и «Лисички-плутовки» Яначека.
«Макбет» — сложная история, которая кажется простой. На нее нужно бросить все силы. Думать. Решать, как быть, например, с призраками, с ведьмами, танцующими треть оперы. Я долго откладывал решение, приезжал без проекта, не знал, что с этим произведением делать. Мортье меня выслушивал, давал еще время. Сказал: «Мне нужно, чтобы вы сделали не просто макет, а проект, которым бы вы были довольны». Внутренне я уже придумал то, чем доволен. Но до премьеры, пока это не реализовано, я все равно поостерегся бы об этом говорить.
— Как вам там со злодеями?
— Я пытаюсь так спланировать спектакль, чтобы никого не судить. Это не про прирожденного злодея, который идет к преступлению. Это злодейство, которое требует подробного разбора, выяснения обстоятельств: почему так, почему он так несчастен. Почему мы сострадаем не убитому Дункану, а убийце. Иначе не стоит и рассказывать эту историю, которая как бы биологически неприемлема.
«Макбет» считается пьесой заколдованной. В Англии ее называют «эта пьеса», театральное поверье гласит, что она приносит несчастье. Но это про пьесу Шекспира, а не про оперу Верди (в опере такие суеверия связаны с «Силой судьбы»). Правда, в Новосибирске «Макбет» ставится непросто, я часто болею: думаю, может быть, я все-таки влип?
— После парижских гастролей «Онегина» вы что-нибудь узнали о Парижской опере и публике, что учитываете теперь в работе?
— Нет. Чтобы узнать, мне нужно полностью пройти там репетиционный период. Кроме того, «Бастилия» (там будет «Макбет». — OS) в отличие от старого «Гарнье» (там был «Онегин». — OS), где многих узнаешь в лицо, — это театр огромный, он как завод. С этажа на этаж — эскалаторы, как в метро. Я там пока путаюсь — где какая сторона, какая улица.
Последние материалы раздела:
Маргарет Фолтлесс о правильной и неправильной музыке?, 04.12.2008
Борис Игнатов. «Макбет» Мартина Кушея?, 27.11.2008
Борис Филановский. Запись «Дидоны и Энея» в исполнении Курентзиса, 27.11.2008
Страницы:
Ссылки
КомментарииВсего:3
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452477
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343805
- 3. Норильск. Май 1270516
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898082
- 5. Закоротило 822764
- 6. Не может прожить без ирисок 786228
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 762891
- 8. Коблы и малолетки 742412
- 9. Затворник. Но пятипалый 474637
- 10. ЖП и крепостное право 408465
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 405082
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 372078
О.Манулкина на этом празднике мужества определенно лишняя.
тогда вам есть чем гордиться, если о "нашем стыде и позорище" интендант Парижской оперы говорит такие слова.
трудно представить, что он будет делать, если спросить про "ум, честь и совесть".