Это не «что такое хорошо и что такое плохо».

Оцените материал

Просмотров: 13930

Что слушать в июне

Екатерина Бирюкова · 31/05/2012
Курентзис с музыкой катастроф, раздвоившаяся Алиса и неудобная опера Бриттена

©  Предоставлено музыкальным театром им. Б.А. Покровского

К премьере оперы «Альбом Алисы»

К премьере оперы «Альбом Алисы»

«Катастрофа»
Кульминационное музыкальное событие проекта «Платформа» на «Винзаводе» — первое совместное выступление Московского ансамбля современной музыки и Теодора Курентзиса (1 июня). Программа для классических инструментов, экстремальных вокалистов, электроники и магнитных лент имеет невеселое название «Катастрофа», соответствующее пограничному ощущению той музыки, которая прозвучит. Классики ХХ века Джон Кейдж, Яни Кристу и Джачинто Шелси дополнены Сергеем Невским с сочинением 2000 года («J'étais d'accord» для женского голоса, ансамбля и саундтрека). А постоянные участники ансамбля — солистами Натальей Пшеничниковой, Борисом Филановским и Германом Виноградовым, хотя мирное слово «солист» по отношению к ним звучит довольно катастрофически.


Сьюзан Грэм

©  Dario Acosta

Сьюзан Грэм

Сьюзан Грэм

Филармонический абонемент «Звезды мировой оперы в Москве» завершает Сьюзан Грэм (6 июня), гордость Америки и особенно ее родного Техаса (в городке Мидленд даже есть «День Сьюзан Грэм», который празднуется 5 сентября). Меццо-сопрано с теплым тембром и превосходной колоратурной техникой — лучшее, что может быть для опер Перселла, Генделя, Глюка и Моцарта, арии из которых она и поет на московском концерте. Немаловажная деталь проекта — молодой британский дирижер Джонатан Коэн, который встанет за пульт московского оркестра Musica Viva. Он известен не только как дирижер, но и как виолончелист и клавесинист, а также специалист по барокко и классическому репертуару, близкий ансамблю Les arts florissants Уильяма Кристи.


«Альбом Алисы»

©  Предоставлено музыкальным театром им. Б.А. Покровского

К премьере оперы «Альбом Алисы»

К премьере оперы «Альбом Алисы»

В театре Покровского, взявшем в этом сезоне курс на молодежные постановочные команды и новые, но не отличающиеся радикализмом камерные оперы, — премьера «Альбома Алисы» Владимира Рубина (6, 8 июня). Текстовая основа — стихи и каламбуры Льюиса Кэрролла плюс Гете, Джойс, Мур, Мандельштам и Блок. Это опера для одного персонажа, но поскольку знаменитая фантазерша любила притворяться двумя разными девочками сразу, то в спектакле ее изображают две — молодые, симпатичные и принципиально не похожие друг на друга — актрисы: Александра Наношкина и Мария Симакова. Режиссер Наталья Анастасьева также обещает настоящих ходулистов и всякие трюки с изменением пространства, но детской сказки ждать не рекомендует. За пультом Игорь Громов, пластикой актеров занимается Александр Андрияшкин из центра танца и перформанса ЦЕХ.


Фестиваль симфонических оркестров

©  Houston Symphony Orchestra

Хьюстонский симфонический оркестр

Хьюстонский симфонический оркестр

Симфонический марафон в Колонном зале в этом году пройдет седьмой раз. ВременнЫе рамки примерно те же — с 1 по 11 июня, то есть функция музыкального оформления национального праздника, которым принято называть 12 июня, остается. И программа финального концерта оркестра Московской филармонии, который режиссирует советник президента Юрий Лаптев, поражает своей концептуальностью — она состоит только из гимнов и од, включая такие раритеты, как гимн РСФСР Прокофьева и проект гимна СССР Свиридова. Содержательное наполнение остальной части фестиваля поражает экзотикой. Хедлайнеры в этом году — симфонические оркестры Кубы и Боготы, каждый из которых играет по две программы (2—3 и 5—6 июня): первую — с музыкой своей страны, вторую — с общемировой классикой. Единственный ценный для поддержания фестивального рейтинга участник — Хьюстонский симфонический оркестр под управлением Ханса Графа. Он тоже привозит две программы, обе примечательные: 8 июня будет «Пражская» симфония Моцарта и Девятая Брукнера, 9 июня — российская премьера симфонии Джона Адамса «Doctor Atomic» (по материалам его одноименной оперы) и 11-я симфония Шостаковича «1905-й год».


«Сон в летнюю ночь»

©  Alastair Muir / ENO

«Сон в летнюю ночь» на сцене Английской Национальной Оперы

«Сон в летнюю ночь» на сцене Английской Национальной Оперы

Похоже, самая ожидаемая премьера месяца — опера Бриттена в театре Станиславского и Немировича-Данченко (10 июня). Родительский скандал — конечно, хорошая реклама. Но стоит все же напомнить о том, что речь идет о постановке Английской национальной оперы, уже прошедшей в Лондоне в прошлом сезоне и номинированной там на театральную премию имени Лоуренса Оливье, и о том, что Бриттен и Питер Пирс в качестве либреттиста, а заодно и Шекспир — это не «что такое хорошо и что такое плохо», а нечто гораздо более сложное и амбивалентное. А также о том, что в композиторской партитуре есть детский хор — никуда от этого не деться.


«Чародейка»
В отличие от бриттеновского «Сна» в «Стасике», премьера оперы Чайковского в Большом театре (на главной сцене с 26 июня) ожидается в качестве спокойного и миролюбивого завершения сезона — с мастером большого стиля Александром Лазаревым за пультом, в наверняка красивых декорациях Валерия Левенталя. Хотя кто знает? Ведь режиссером работает худрук того самого «Стасика» Александр Титель. Предыдущую постановку «Чародейки» в Большом делали в 1958-м Светланов, Баратов и Федоровский. Так что ностальгические и недовольные всхлипывания обеспечены.


«Звезды белых ночей»

©  Мариинский театр

Даниэле Финци Паска

Даниэле Финци Паска

Проходящий на двух мариинских сценах самый масштабный фестиваль Валерия Гергиева, в этом году 20-й по счету, как всегда, исчисляется невероятным количеством концертов, спектаклей, исполнителей и авторов. Фестиваль начался в мае и закончится в июле. Из того, что приходится на июнь, стоит отметить следующее. Два спецпроекта «Новые горизонты» (2—7 июня) с музыкой Канчели, Уствольской, Сильвестрова, Кнайфеля, Лютославского и специально написанным сочинением Александра Раскатова для трех виолончелей, а также «Мацуев и друзья» (20 июня), где самый популярный пианист страны представляет отличных музыкантов нового поколения — скрипачей Сергея Крылова и Бориса Бровцына, альтистку Юлию Дейнеку, виолончелиста Александра Бузлова. Голландская скрипачка Янин Янсен со Вторым концертом Прокофьева (9 июня). Сольная программа Элен Гримо: фортепианные сонаты Моцарта, Берга, Листа и Бартока (18 июня). Оркестр Ла Скала с молодой китайско-американской звездой Юджа Ванг (27 июня) и с Рафалом Блехачем (28 июня), в первый вечер дирижирует Гергиев, во второй — новый шеф Мет Фабио Луизи. Ну и главная постановка этой части фестиваля — не сказать чтобы оперная, но почти — «Реквием» Верди в инсценировке Даниэле Финци Паски (20 июня).

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • olegzhuk7897· 2012-05-31 22:39:40
    Может быть всё-таки не Валентин, а Валерий Левенталь?
  • Sergey Zyatkov· 2012-06-01 03:59:56
    ссылки - ?
  • Andrei Bakhmin· 2012-06-07 19:00:05
    Пожалуйста, проверяйте информацию перед тем как ее публиковать. Музыку Уствольской сняли из программы "Новых горизонтов" - об этом стало известно уже 20 апреля.
  • Insaria· 2012-06-11 20:43:35
    Неужели автор не знает, что женские фамилии не склоняются??? Дейнеку))
  • Victoria Korshunova· 2012-06-28 23:26:45
    Insaria! Фамилия Дейнека склоняется по всем правилам русского языка! Автор прав, вы не правы...
Все новости ›