Самый актуальный дирижер московского сезона оказался музыковедом
Владимир Юровский во время выступления с Государственным Академическим симфоническим оркестром им. Светланова
Читать!
Но наибольшее внимание, конечно, привлекает старший сын Владимир. Так получилось, что он — единственный дирижер такого уровня, который, пользуясь неизменной любовью московской публики, толком не ассоциируется у нее ни с одним оркестром. Дирижер сам по себе. Это против наших привычек, но это так.
То есть до недавнего времени таким оркестром казался РНО, первым позвавший Юровского в Россию еще лет десять назад. Но нынешний сезон резко все изменил. Сначала — дебют в Большом, признанный успешным и с точки зрения музыкальной работы, и с точки зрения взаимопонимания с режиссером Черняковым. Одновременно — громкое назначение художественным руководителем в Госоркестр. Главным дирижером Юровский в нем быть отказался по причине своего чересчур плотного внероссийского графика и невозможности проводить достаточное время с московским коллективом. Но сыгранная в конце марта их вторая и последняя в этом сезоне совместная программа, с фирменным музыковедческим шармом построенная вокруг переломных моментов австро-немецкой традиции, уже стала настоящим событием.
Во-первых, оркестранты улыбались. Они ожили, а не сидели с каменными испуганными лицами, как бывало при «прежнем режиме». Во-вторых, стало слышно, что оркестр составлен из отборных музыкантов. Ну и, в-третьих, выяснилось, что с помощью эрудированности худрука можно придумать такую хитрую программу, которая как-то примирит роскошный и нескромный «русский» звук Госоркестра и современные мировые правила хорошего тона.
В первом отделении элитный советский монстр аккуратно, нежно и, кажется, с интересом осваивался в той музыке столетней давности, которая по старинке называется «современной» — в «Пассакалии» Веберна и Скрипичном концерте Берга, солировать в котором приехал звездный француз Рено Капюсон. Но главной фишкой того вечера стала российская премьера совершенно удивительной партитуры — «Героической» симфонии Бетховена в редакции Малера-дирижера.
Бетховен — не Бетховен, Малер — не Малер. Поздний романтизм во всей своей красе: расширенный, даже раздутый оркестр, неспешные пафосные темпы, романно-сказочный нарратив. То есть это такой Бетховен, который еще совсем недавно в цивилизованном мире, пережившем инъекцию аутентизма, считался невозможным. Но сейчас его уже можно выдать за винтаж, заодно порефлексировав относительно малеровских традиций исполнения, которым Россия — не чужая (в 1902 году Малер играл «Героическую» в Петербурге).
Для журналистов на пресс-встрече Юровский прочел целую лекцию о сохранности этой традиции за «железным занавесом», оказавшимся надежнее гитлеровского режима, и много еще о чем, не менее фактурном. Жалко, что не для всей публики, которая вместо этого, по обыкновению, выслушивала гладкие речи Святослава Бэлзы. Вообще-то, имея дирижера с таким музыковедчески-просветительским дарованием, просто глупо этим не пользоваться и позволять ему проводить концерты с закрытым ртом.
И конечно, этот винтажный, хулиганистый Бетховен был полной противоположностью строгому и прозрачному Бетховену Российского национального оркестра, гордящегося своей европейскостью. А вот теперь, буквально через неделю после концерта с Госоркестром, Юровский показал Москве еще одного Бетховена — сыгранного уже с Лондонским филармоническим оркестром.
В нем он с 2007 года является как раз главным дирижером. Один из самых важных английских оркестров (его конкурент — Лондонский симфонический, которым руководит Гергиев) работает с Юровским и на летнем Глайндборнском фестивале (скоро уже у них начинаются репетиции «Лисички-плутовки» Яначека). Лондонский филармонический, не бывавший в Москве с 70-х, стал гостем все того же Фестиваля Ростроповича, который в этом году длится целый месяц, до конца апреля, и отличается завидной симфонической составляющей (впереди еще «Заслуга» с Юрием Темиркановым, Оркестр де Пари с Пааво Ярви, Оркестр Санта Чечилия с Антонио Паппано).
Англичане привезли две программы. Юровский и тут не упустил возможности повиртуозничать с составлением одной из них. Вчера был вечер неизвестного Прокофьева с участием Чулпан Хаматовой и Константина Хабенского: музыка к спектаклю Таирова «Египетские ночи» и российская премьера составленной и инструментованной прокофьевским помощником Левоном Атовмьяном оратории «Иван Грозный». А днем раньше англичане играли золотую классику — Пятый концерт Бетховена с авторитетным австрийским пианистом Рудольфом Бухбиндером (этим летом семь вечеров со всеми тридцатью двумя
Читать!
Если сравнивать с Госоркестром, то игра англичан — совсем не сказка, а скорее научный диспут, во время которого подробно и обстоятельно разбирается каждый тезис. В игре оркестра нет какого-то специального тембрового обаяния, чувственной красоты, а есть жесткость и дисциплинированная мыслительная работа. И кажется, именно такой Юровский — самый настоящий.
КомментарииВсего:1
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3438059
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2338321
- 3. Норильск. Май 1268294
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897610
- 5. Закоротило 822014
- 6. Не может прожить без ирисок 781641
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758037
- 8. Коблы и малолетки 740651
- 9. Затворник. Но пятипалый 470780
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402768
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370265
- 12. Винтаж на Болотной 343157
Вот ведь какая субъективная вещь - музыка.