В своем собственном режиссерском театре Титель попытался создать антирежиссерский спектакль
Опера Сергея Прокофьева «Война и мир» — не просто опера. И от публики, и от труппы она требует специальных усилий. Как ни ужимал композитор со своей женой-либреттисткой Мирой Мендельсон роман Льва Толстого в оперный формат, но произведение, которое знаменито несколькими щемящими темами, получилось длинное и невероятно многолюдное. Для любого театра поставить эту оперу — некоторый поступок (такой, кстати сказать, собираются совершитьЧитать!
Однако смысл поступка, который совершил Театр Станиславского и Немировича-Данченко, мне за весь долгий вечер так и не удалось толком расшифровать. Конечно, на дворе 2012 год — 200-летие сами понимаете чего. Конечно, с этим творением довольно позднего Прокофьева театр связывают многочисленные приятные воспоминания. Именно здесь в 1957 году прошла премьера полной версии оперы из 13 картин. Именно балетмейстер «Стасика» Владимир Бурмейстер в 60-е годы ставил хореографические сцены в знаменитой киноверсии романа Толстого, снятой Сергеем Бондарчуком. А в парижской постановке оперы, осуществленной в 2000 году, пели несколько солистов московского театра во главе с Ольгой Гуряковой в роли Наташи Ростовой.
В новорожденной продукции «Стасика» тоже есть чудесная Ростова — Наталья Петрожицкая. Еще прекраснее — Пьер Безухов в исполнении приглашенного Николая Ерохина. Но в целом театр неплохо обошелся собственными силами, а ведущие солисты, понимая экстремальность ситуации, не стеснялись выходить в ролях «кушать подано», иногда в самом прямом смысле слова (Вячеслав Войнаровский в качестве наполеоновского повара появляется с дымящимся супом). Приятно было послушать обоих полководцев враждующих армий — Кутузова в исполнении Дмитрия Ульянова и Наполеона — Арсена Согомоняна. Во втором действии (там, где война) прямо по-гергиевски раззадорился оркестр под управлением Феликса Коробова, и хор показал свою стать. В первом действии (там, где мир) театр демонстрировал сплоченность оперной и балетной трупп, и император Александр Первый (Виктор Дик) со своим адъютантом (Владимир Фомин) изящно прыгали по сцене среди изумленных придворных.
Однако какой-то сильной и, главное, эмоциональной общей идеи, цементирующей все многообразие продемонстрированных возможностей, все равно не выковывалось. Рискну предположить, что постановщики пошли на некий эксперимент — в театре режиссера Тителя попытались создать антирежиссерский, антипсихологический, антиконцепционный спектакль. Причем постановщиком как раз был сам Александр Титель — вместе с художником Владимиром Арефьевым и художницей по костюмам Ольгой Поликарповой. И если это допустить, то не имеет смысла горевать по поводу бесхитростности пересказа хрестоматийного сюжета, отсутствию психологических подробностей, бесконфликтной стерильности и мира и войны, подчеркнуто дистанцируемых от каких бы то ни было реальных проблем.
И мир и война помещены в неизменное анонимное белое пространство, красивое своей пустынностью в первом действии и теснотой во втором. Только в самом начале (сцена в ночном Отрадном) оно закрывается на авансцене отвесной стеной, из которой выползают два минималистских балкона без перил. На них, над оркестровой пропастью, находятся князь Болконский и Наташа с Соней — вроде как держась для страховки за тайные ручки в стене. И в такой отчаянной, но визуально выигрышной ситуации звучит самая красивая и безмятежная музыка оперы — дуэт девичьих голосов.
Все остальное время сцена открыта. В огромном павильоне происходит и первый бал Наташи Ростовой, и Бородинское сражение, и бред князя Андрея, и много чего еще. Дизайнерски расставлены элегантные знаки эпохи — полосатые ампирные стулья, безразмерные диваны, покоящиеся на боку хрустальные люстры, красавицы в струящихся платьях и военные из энциклопедий по истории костюма.
Читать!
Перечитывать всегда актуального Толстого, а заодно смотреть репортажи из горячих точек планеты и очередной провокационный сериал Гай Германики про нынешние семейные ценности — это вы будете дома. А здесь — ничего личного, только любование картинками, сделанными не без эстетства, и радость за безграничные возможности труппы.
КомментарииВсего:5
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451978
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343495
- 3. Норильск. Май 1269081
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897791
- 5. Закоротило 822293
- 6. Не может прожить без ирисок 783204
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760116
- 8. Коблы и малолетки 741317
- 9. Затворник. Но пятипалый 472226
- 10. ЖП и крепостное право 408064
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403560
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370863
Если там только исторически-традиционные костюмы, театральный реквизит, бутафория - тогда было бы интересно сочинить киноряд с нарезками-фрагментами из кинофильма "Война и мир" С.Ф. Бондарчука. Музыка Прокофьева и исторический киноантураж - очень даже соединимы.
Интересно, появятся ли в мире когда режиссёры, адекватные ВЕЛИКОМУ РУССКОМУ ОПЕРНОМУ ЭПОСУ " ВОЙНА И МИР" С.С. ПРОКОФЬЕВА!
Мне кажется, что режиссерские постановки должны создаваться коллективно и по принципам кинопроцесса. И режиссерская инфраструктура должна совершенно обновиться.