Просмотров: 11526
Штефан Паули: «Публика становится все более опытной и эрудированной, недооценивать ее – худшая ошибка»
Руководитель Mozartwoche подводит итоги перед переходом на новую работу
В Зальцбурге сегодня открывается ежегодная Неделя Моцарта (Mozartwoche), приуроченная ко дню рождения самого знаменитого уроженца этого города. Фестиваль продолжается десять дней — за это время будет представлено два с половиной десятка программ, среди участников которых дирижеры Марк Минковский, Пьер Булез, Иван Фишер, Рене Якобс, Луи Лангре, пианисты Эмануэль Акс, Раду Лупу и Даниэль Баренбойм, а также многие другие.Фестиваль в последний раз проходит под руководством Штефана Паули: вскоре он возглавит концертный зал Alte Oper во Франкфурте. Следующая Неделя
Читать!
О достижениях Недели Моцарта последних лет и о том, что сулит ему новая работа, Штефан Паули рассказал ИЛЬЕ ОВЧИННИКОВУ.
— Господин Паули, связан ли ваш уход из Зальцбурга с вашей новой работой во Франкфурте или вы собирались уйти в любом случае?
— Связан. Мне поступило предложение из Франкфурта, которое я волен был принять или отклонить. Alte Oper как концертный зал функционирует всего тридцать лет, но его история очень богата, никто и представить себе не мог, какого уровня это будет зал. Какие там происходили акции! Большой фестиваль Кейджа в 1992 году, крупные проекты Штокхаузена, премьеры Фрэнка Заппы в исполнении Ensemble Modern, первое исполнение «Прометея» Ноно с самим Ноно в качестве звукорежиссера! Там играют такие оркестры и солисты, что для меня одно удовольствие думать о том, как я буду там работать. Однако я очень доволен и работой в Зальцбурге, которую не собирался бросать. Мы делали здесь замечательные вещи. Но руководство большим концертным залом открывает совершенно иные возможности, в том числе репертуарные. Не лучшие, но другие. Вот почему я согласился (среди тех, кто выступит в Alte Oper в ближайший месяц — Нью-Йоркский и Стокгольмский филармонические оркестры, Валерий Гергиев с оркестром, хором и солистами Мариинского театра, оркестр Ла Скала, пианисты Даниэль Баренбойм, Григорий Соколов и Ланг Ланг, Ensemble Modern и многие другие исполнители мирового класса. — OS).
— Неделя Моцарта под вашим руководством сильно изменилась. Эти изменения необратимы или ваши преемники Марк Минковский и Матиас Шульц могут начать всё с чистого листа?
— Как показывает опыт, со сменой руководителя может измениться очень многое. Да, мои преемники окажутся перед чистым листом — у них свои художественные устремления, это естественно. С другой стороны, у любого института есть свои пути развития, которые следует принимать во внимание. И даже если руководство меняется, ему имеет смысл взять на вооружение достижения предшественников. Менять можно что угодно, но с опорой на уже созданный фундамент. И если публика стала более открытой для современной музыки, этим следует воспользоваться. Модель руководства фестивалем немного изменится. Матиас Шульц будет отвечать за программу Недели Моцарта ровно так же, как отвечал за нее я. При этом художественным руководителем фестиваля будет Марк Минковский. Он, несомненно, выдающийся интерпретатор Моцарта, и при новой модели в центре руководства фестивалем будет фигура исполнителя.
— С 2007 года по вашей инициативе в программе фестиваля появлялось больше музыки последнего столетия. Удалось ли за прошедшие годы добиться поставленной цели, которую вы формулировали как «обновление культурного пространства Зальцбурга»?
— Думаю, да. Посмотрите на статистику продаж: в 2010 году билеты расходились отлично, через год еще лучше. Дело не только в цифрах, сама атмосфера великолепна. Люди наслаждаются происходящим, это слышно и по разговорам в антракте и после концертов. Музыку стали слушать внимательнее, это и была наша цель. Конечно, всегда можно сделать еще лучше, но мы счастливы тому отклику, который получаем от публики.
— Вероятно, все же есть те, кто недоволен обилием новой музыки?
— В первые годы, когда мы стали менять программу, к нам приходило немало возмущенных писем по этому поводу. Больше их нет. Не знаю, прав ли я, но думаю, что эта проблема постепенно теряет остроту. Публика становится все более опытной и эрудированной, недооценивать ее — худшая ошибка. Сама по себе новая музыка не самоцель, мы ищем такую, которая могла бы взаимодействовать с Моцартом. И если нам удается найти музыку особенно светлую и хрупкую, с определенным типом выразительности и напряжения, комбинация получается убедительной.
— Например, музыка Новой венской школы: в 2008 году на фестивале в изобилии звучал Веберн, в 2011-м — Берг, в 2012-м будет много Шёнберга.
— Все началось с Веберна: я был убежден, что его следует совместить с Моцартом. Музыка Веберна столь утонченна, неуловима и в то же время строга, что она, как мне казалось, очень подходит Моцарту, и это отлично сработало. Песни, камерные сочинения, Вторая кантата — многое из этого исполняется не так часто. Опыт себя оправдал, и позже мы пришли к Бергу, а затем к Шёнбергу; хотя специального плана представить на фестивале эту школу у нас не было. Опять же, многое зависит от исполнителей. В этом году, например, Мицуко Учида — специальный гость фестиваля — играет концерт Шёнберга под управлением Пьера Булеза. Это тоже интересная ситуация: у них ведь есть своя общая история, они записывали вместе Камерный концерт Берга. Подобное нельзя запланировать специально, все это рождается в ходе обсуждений.
— Возглавив фестиваль, вы говорили, что ваша главная мечта — поставить здесь оперу. Со временем это вам удалось — в 2010 году здесь шел «Идоменей». Как такое стало возможным в кризисные времена?
— Постановка планировалась за два года, когда кризис только разгорался. В копродукции с Экс-ан-Провансом и Бременом это было для нас вполне возможно. По крайней мере на продаже билетов кризис не отразился. Более того, создается впечатление, что настоящие любители музыки, которым важны классические концерты, покупают билеты, как и прежде. Наша публика способна заплатить за них: они все еще гораздо дешевле, чем на летнем или на Пасхальном фестивале. Для многих важно сюда приехать, иначе я не могу объяснить того, что продажи билетов не упали, как они упали, например, в музеях Зальцбурга, даже в любимом всеми доме, где родился Моцарт. Поскольку это место, которое и так стремится посетить большинство туристов, там не беспокоятся о маркетинге — и вот результат. Из чего следует, что посетители наших концертов отличаются от обычных туристов, посещающих Зальцбург.
— Обогатил ли «Идоменей» программу зимнего фестиваля? Опера — то, чем силен летний фестиваль, тогда как изюминка зимнего — именно в изысканных концертных программах.
— Вы правы, а все же «Идоменей» очень удался потому, что в нем участвовали «Музыканты Лувра» и Марк Минковский. В Зальцбурге оперы Моцарта с 2006 года не шли в сопровождении оркестров исторических инструментов, это был Венский филармонический или Моцартеум. А без этого панорама оперного творчества Моцарта неполна. Мы не просто поставили еще одну его оперу — мы предложили альтернативу. Теперь ситуация изменилась, и в 2011 году летний фестиваль поручил две оперы Моцарта «Музыкантам Лувра» и Оркестру эпохи Просвещения, что мне кажется отличным решением.
Планируя программу нынешнего фестиваля, я стал задумываться о том, в какой ситуации камерная музыка Моцарта могла бы стать частью театральной постановки. Перебрав нескольких режиссеров, я остановился на Саше Вальц, которую попросил подумать о спектакле на музыку Моцарта. Причем не просил ее конкретно о «Вечере Моцарта» — я предоставил ей полную свободу. Мы обсуждали эту затею, спорили и наконец пришли к идее хореографического спектакля, где будет звучать музыка Моцарта и нашего современника Марка Андре. Мы увидим, как взаимодействуют между собой музыка двух композиторов и танец, когда на сцене одновременно четыре музыканта и пять-шесть танцоров. Не то чтобы мы первыми придумали подобное, и все же это будет сильно отличаться от всего, что мы видим обычно. С Сашей Вальц в этом не приходится сомневаться. У нас пройдет мировая премьера. С учетом напряженного гастрольного графика Саши Вальц и ее труппы это большое событие.
КомментарииВсего:3
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452209
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343647
- 3. Норильск. Май 1269977
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897950
- 5. Закоротило 822564
- 6. Не может прожить без ирисок 784678
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761735
- 8. Коблы и малолетки 741990
- 9. Затворник. Но пятипалый 473325
- 10. ЖП и крепостное право 408263
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404441
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371606
Никакой другой информационной нагрузки текст не несет.Рутинный проект с замыленными именами, дешевым выпендрежом программ (это блеф и миф, что Моцарт заиграет какими-то там красками с концертом Шенберга) и нехилым, судя по Дудамелю с Булезом, бюджетом. Сулла с Вилазоном - просто ход конем.
Автор, который искренне считает музыку Берга и Веберна - новой, очень трогателен. Интендант решил его не разочаровывать.