Казалось бы, ну чем можно удивить в музыке про то, как «судьба стучится в дверь»? Оказывается, очень многим
Российский национальный оркестр традиционно числится главным просветителем по части актуальных в мире дирижерских имен. Его давняя заслуга — открытие московской публике Владимира Юровского. Периодические оживления в симфоническую картину Москвы в последнее время вносили выступавшие именно с РНО любопытные импортные персонажи: Инго Метцмахер, Семен Бычков.И вот эту компанию пополнил давно ожидаемый Пааво Ярви, породистый представитель целой дирижерской династии, сын эстонского классика Неэме Ярви,
Читать!
Можно выделить три специализации, которые закрепились за Ярви: музыка скандинавско-балтийского региона, включая современные партитуры (он первый исполнитель многих сочинений эстонских композиторов — Арво Пярта, Эркки-Свена Тююра, Лепо Сумеры, Эдуарда Тубина), пограничная территория между классикой и роком (в юности Ярви выступал ударником в одной эстонской рок-группе и теперь не чужд кроссоверу) и ревизия классики, прославившая его на территории мейнстрима.
В Москве были представлены две из этих специализаций. Открыла программу оркестровая пьеса Тююра Aditus, продемонстрировав возможности новой музыки быть вполне доступной и эффектной. А закончила Пятая симфония Бетховена, ставшая главным событием программы. Находившийся посередине Второй концерт Чайковского, обреченно пребывающий в тени Первого, в данном случае выглядел лишь приличным формальным оправданием для именного абонемента Дениса Мацуева, в рамках которого состоялся этот вечер. Для совместного творчества Мацуева с Ярви это произведение не новость, но на YouTube можно найти и более чуткий диалог пианиста с оркестром, и более вдохновенные струнные соло в медленной части.
Бетховен — другое дело. Это был идеально сконструированный и разыгранный номер, в котором РНО блеснул профессионализмом. Надо сказать, что из впечатляющего количества дисков, сделанных Ярви в нашу эпоху кризиса звукозаписи, наибольшего шуму наделали именно его симфонии Бетховена на Sony BMG, записанные с Камерной филармонией Бремена (Kammerphilharmonie Bremen). Шум этот — исключительно медийный. В музыкальном отношении его Бетховен скорее тих. По крайней мере внимание к себе он привлекает уж точно не громкими звуками, а тем, как старые ноты свинчены в совершенно новую историю.
Это можно, наверное, сравнить с режиссерским театром в опере. Жесткие законы революционной эпохи музыкантов-старинщиков пройденный этап — они должны учитываться лишь как один из возможных опытов. Дирижер не прячется за правилами воспроизводимой эпохи, а честно признает их иллюзорность и рассказывает старую партитуру, не скрывая того, что сам живет в XXI веке и эту музыку и ее бесчисленные интерпретации знает вдоль и поперек. Что-то еще можно по ее поводу сказать? Как-то с ней поговорить? Именно это он и пытается сделать. С талантом, увлеченностью и смелостью. И с РНО этот его метод тоже сработал.
Его Бетховена не всегда можно узнать. Казалось бы, ну чем можно удивить в музыке про то, как «судьба стучится в дверь»? Оказывается, очень многим — темпами, динамикой, не пойми откуда вытянутыми подголосками, совершенно неожиданно слепленной формой. И самыми познавательными и увлекательными, как хороший детектив, вообще оказываются две средние части, а вовсе не крайние, которые вроде как должны быть основой формы. А одинокое, торчащее посередине и перегораживающее всю первую часть соло гобоя оказывается важнее этих начальных «па-па-па-пам».
КомментарииВсего:2
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3438062
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2338327
- 3. Норильск. Май 1268300
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897611
- 5. Закоротило 822017
- 6. Не может прожить без ирисок 781706
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758099
- 8. Коблы и малолетки 740666
- 9. Затворник. Но пятипалый 470784
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402781
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370273
- 12. Винтаж на Болотной 343161
Редакторы, работайте на Mac!