Просмотров: 19998
Петр Поспелов: «10 лет реформ, потом 30–40 лет застоя»
Автор «Искателей жемчуга в Яузе» рассказал ЕКАТЕРИНЕ БИРЮКОВОЙ о кантате к Новому году и ближайших российских перспективах
По сложившейся традиции во Дворце на Яузе 31 декабря пройдет «Другой Новый год», хотя хедлайнер предыдущих одноименных мероприятий —Читать!
— В чем идея твоей кантаты и зачем ты, как я слышала, изучаешь поворотный круг, имеющийся на сцене Дворца на Яузе?
— Мне позвонили музыканты, которые проводят фестиваль «Возвращение», и сказали, что они хотят исполнить в программе «Другого Нового года» сочинение «Детские игры», которое я для них написал три года назад. Они его тогда один раз сыграли и с тех пор несколько раз хотели повторить. Но оно написано для очень большого состава, и они никак не могли его снова собрать. В этот раз они тоже не собрали этот состав, поэтому мы решили, что будет написано новое сочинение в расчете на уже имеющихся участников концерта.
Мы решили задействовать всех, кто участвует. Это музыканты-солисты из «Возвращения», вместе с которыми играют дети из фонда «Возвращение», которых они опекают. Таким образом, получается, что есть флейта, гобой, две скрипки, две виолончели, ударные, гитара и рояль, причем с несколькими пианистами. Кроме того, певица Соня Фомина и камерный ансамбль Musica Viva, у которого база во Дворце на Яузе. Дирижируют попеременно Владислав Лаврик и Андрей Дойников, один трубач, другой ударник, оба успешно осваивают вторую профессию.
Роман Минц сказал мне, что для того, чтобы концерт шел с минимальными паузами, они заранее расставляют пульты и стулья на двух половинах круга. А потом просто поворачивают круг. И я предложил в финале концерта использовать этот круг, чтобы он вертелся прямо во время исполнения. В моем сочинении используется шесть поворотов круга, и ни один из них не повторяет другой по диспозиции. То есть все время, когда поворачивается круг, зритель видит новую картинку. И в самом конце все собираются на одной половине сцены.
Жанр — кантата для сопрано, трубы, ансамбля и оркестра. То есть это сольная кантата, как писали в XIX веке — Россини, например. Это такая большая ария, прослоенная какими-то эпизодами, но при этом — драматическая сцена, в которой есть сюжет. Так и у меня. Но у меня еще есть облигатная труба, которая не менее важна, чем сопрано. Труба и сопрано — два главных героя этой кантаты.
Когда я стал думать, о чем может быть эта кантата, то первым делом мне совершенно естественно пришло желание сделать что-то на тему Яузы. Дворец на Яузе уже какое-то время существует на московской музыкальной карте, но у него нет мифа, нет какой-то ауры, которая вписала бы его в контекст большой истории. Есть набор довольно разнородных фактов: известно, что это старый народный театр, потом это был ДК, где снималась телепередача… А мне захотелось свести его, во-первых, с историей, во-вторых, с мифологией. И через то и другое — с большой культурой.
Гений места — Лефорт, который владел этой территорией. Главная героиня кантаты — Лорелея, дева рек, которая приплывает к Лефорту на встречу, потому что богами когда-то было начертано, что он ее суженый. Лорелея моя — вздорная бабенка с крутым характером, которая насолила до этого очень многим знаменитым женихам. Но к Лефорту она относится с совершенно неожиданной нежностью, честно признается ему в том, что у нее плохой характер, но обещает ему быть верной и покорной женой. Что он, будучи бессловесным исполнителем на трубе, благостно принимает.
Вокруг нее находится свита — это искатели жемчуга в Яузе. Среди них есть, например, шестилапая Несси. Ее исполняют сразу три пианиста на одном рояле — Александр Кобрин и две юные участницы, одной из которых 16 лет, а другой 11. Для чего эта свита нужна? У Лорелеи нет приданого, и она велит своей свите искать жемчуг. Те ныряют в Яузу, находят жемчуг. И последний номер — жемчуг блестит, Лорелея исполняет с ним вместе кабалетту.
— Ты сам сюжет придумал?
— Да, сам придумал, отталкиваясь от того, что в истории культуры очень много связано с реками. Перед исполнением я еще буду читать стихотворение, в котором укажу на все эти мотивы. Я буду в нем вспоминать, как я вижу, что течет река, а мне 17 лет, потом я вспомню, сколько лет прошло с тех пор, и мне станет казаться, что все, чем мы живем, на что надеемся, все канет в Яузу. И останется только вот этот самый жемчуг, который каждый из нас по крупице найдет. В противоположность Маяковскому, написавшему во время путешествия через океан стихотворение «Мелкая философия на глубоких местах», я предлагаю «Глубокую философию на мелких местах».
Когда сложился замысел, я его рассказал своим заказчикам, и Роман Минц с мрачным юмором спросил: почему все время «возвращенцы» у меня ассоциируются с композитором Бизе? То я для них пишу «Детские игры» (у Бизе так называется цикл пьес для фортепиано. — OS), то — «Искателей жемчуга» (опера Бизе. — OS). Но это случайное совпадение, которое я, может, сам еще не осмыслил.
— Ты упоминал XIX век, но этот твой тип сочинительства — скажем, заказ под готовый состав исполнителей — скорее ассоциируется с чем-то более ранним, с XVIII веком...
— Да нет, композиторы всегда, как правило, писали, рассчитывая на конкретный состав. И в наше время тоже.
Читать!
{-page-}
— В твоем случае ассоциации с XVIII веком связаны еще и с тем, что музыка оформляет празднество…
— Ну да. Это то, что мне больше всего и нравится в музыке, — помпезность, пышность, торжественность, даже официозность.
Читать!
Я, кстати, спросил, нужно ли для детей писать попроще. Но мне сказали, что это уже такие тертые дети, что можно скидок не делать. Например, вторая виолончелистка — это дочь композитора Кобекина Настя, она уже играла концерт Шостаковича с оркестром.
— Вот ты говоришь — парадность, торжественность и официозность. И еще совсем недавно в разговоре про черняковского «Руслана» ты говорил, что сейчас не время авангардности и инноваций, что сейчас такой период покоя — и в искусстве, и в обществе. Но за прошедшие две недели все сильно поменялось, ты так не считаешь?
— Вот произведения, подобные этой кантате, являются единственным для меня способом как-то осмыслить эти вопросы. Потому что я не могу оценивать политическую и общественную ситуацию — мне кажется, это было бы безответственно в профессиональном смысле. Я же не политолог, не юрист. Я музыкант. А когда находишься в процессе сочинения, понимаешь очень многие вещи. Они как раз и выражаются через опыт творчества.
Выход на митинг — он был у людей попыткой какого-то самосознания. Сказать себе, что мы есть, мы существуем, нас можно как-то выделить, назвать. Собственно, создание собственной мифологии или попытка вписаться в какую-то большую мифологию — это и есть то же самое желание: сказать миру о своем существовании.
Во вступлении к кантате я постарался музыкально изобразить течение широкой, полноводной реки — редкая птица долетит до середины Яузы. Пафос примерно тот же, что и на митинге, на который мы ходили, — заметьте нас, мы большие, нас много, мы сила!
А в целом, кто ж его знает, когда пройдет множество лет и этот период увидится с дистанции, будут ли вот эти митинги расценены как нечто, что повернуло, взломало? Или это будет какой-то всплеск на ровной поверхности, которая столь же ровной и останется?
— Ты веришь в то, что социальная температура и история искусства пересекаются?
— Пересекаются. Но не потому, что политика это обуславливает. И политика, и социальная температура, и искусство подчинены закону каких-то более общих, надстоящих механизмов. Их, собственно говоря, два — это цикличность и прогресс. С прогрессом более-менее понятно. Каждый день мы его в чем-то ощущаем — хотя бы в технологиях. А с цикличностью закон такой. В российской истории, как правило, проходят 10 лет реформ, потом 30—40 лет застоя. Потом опять.
— Сам высчитал?
— Ну, давай посчитаем. Допустим, с конца войны 1812 года до восстания декабристов — реформы. Потом очень долгий период реакции до реформы Александра II. 60-е годы XIX века — ярчайшая пора реформ, в том числе и в искусстве: Мусоргский. Потом опять застой — до Первой мировой войны и революции, до 20-х годов. Опять проходит 30 лет — и наступают 60-е годы уже XX века, новые реформы. Потом период где-то в четверть века, с 1964 года до конца 80-х, — и началась перестройка. Наш период застоя начался с 2000 года. То есть по логике вещей он должен продлиться где-то до 2025 года. Если нам говорят, что будет еще 2 раза по 6 лет, то это 2024 год как раз и выходит.
Скорее всего дальше будет какой-то очень сильный кризис. И опять будет время реформ, революций. Может, вообще распадется страна. Может, вообще мир изменится. И настанет время нового авангарда, который мы должны готовить уже сейчас, но выстрелит он только тогда. И он будет типологически похож на 90-е, 60-е, 20-е годы. Но по виду он будет совершенно неузнаваем. Мы сейчас его даже представить себе не можем.
Неправильно жить, подчиняясь этому ритму. Но тем не менее закон этот существует. И, с моей точки зрения, закрывать на него глаза нельзя, потому что иначе ты будешь повторять то, что было актуально в лучшем случае 10 лет назад.
Допустим, сочинения, которые ТПО «Композитор» (проект Петра Поспелова. — OS) были написаны в 90-е годы, — совершенно другие по характеру. Они были очень ироничные, в них много гетерогенного смешения разных стилей, эстетик. И я вспоминаю, как менялись ощущения буквально год от года.
— Чем отличается ТПО «Композитор» от композитора Поспелова?
— Тем, что в проектах ТПО занято несколько человек, а поспеловские проекты пишет один Поспелов. Правда, я до сих пор продолжаю свои персональные произведения включать в ТПО. Я из этой группы, говоря поп-языком.
— ТПО еще функционирует?
— Да, это зависит от заказа. Если я чувствую, что какую-то часть работы нужно поручить специалисту, то я всегда это делаю. Допустим, если
Читать!
— Вы с ним по поводу общественно-политических вопросов не сталкивались?
— Нет, у нас единодушие. Я не так радикален, как он. На одном митинге я был — на Болотной. Но как он — постоянно — я, конечно, не хожу. Он же был на митинге на Триумфальной, где его побили, вообще это ужасная история. Я его очень уважаю, но какие-то неразрешенные действия я все-таки предпринимать бы не стал.
КомментарииВсего:6
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3447319
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340548
- 3. Норильск. Май 1268472
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897656
- 5. Закоротило 822068
- 6. Не может прожить без ирисок 781975
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758522
- 8. Коблы и малолетки 740804
- 9. Затворник. Но пятипалый 471056
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402951
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370380
- 12. ЖП и крепостное право 345037
"Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны «Мертвые души», построена Волховская гидростанция, совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь «Уйди-уйди », написана песенка «Кирпичики» и построены брюки фасона «Полпред »".
Так и на Оупенспейсе. В большом мире объявляют номинантов Грэмми, Нетребко отменяет выступления в Милане и Москве, в Метрополитен-Опера готовятся к премьере последней части тетралогии - а что же в разделе "Академическая музыка"? Премьера Петра Поспелова.
Не вы*****йтесь, уважаемая аудитория, слушайте "Валенки".