Кому-то необходим кнут, а кому-то узда.

Оцените материал

Просмотров: 31714

София Губайдулина: «Мы еще находимся в состоянии архаики»

Роман Юсипей · 18/11/2011
Классик современной академической музыки об усталой цивилизации, бодрой Казани, ценности оков, божественном абсолюте и своем дне рождения

Имена:  София Губайдулина

©  ИТАР-ТАСС

София Губайдулина

София Губайдулина

80-летие выдающегося российского композитора с размахом празднуется в Германии и других странах, продолжается фестиваль в Казани, еще один 24 ноября стартует в Москве. Во время пятидневного форума в Ганновере, участниками которого были аккордеонный оркестр, квартет имени Шимановского и Анне-Софи Муттер, исполняющая посвященный ей Второй скрипичный концерт, с самой знаменитой женщиной-композитором поговорил РОМАН ЮСИПЕЙ.


— София Асгатовна, как вы ощущаете себя в Ганновере?

— Ганноверский фестиваль для меня имеет большое значение. Из всех других мероприятий, связанных с моим юбилеем, это готовилось наиболее тщательно. Главный инициатор — баянистка Эльсбет Мозер — начала подготовку за два с половиной года. Репетиции, общение с публикой, симпозиум — всё продумано до мелочей и расписано буквально по минутам. А ведь обычно для композиторов это бывает хаотичным, иногда болезненным процессом.

— К вашему юбилею был также приурочен фестиваль в амстердамском Концертгебау. Что прозвучало в канун праздника, 24 октября?

— Рейнберт де Леу дирижировал очень важными моими сочинениями — «Теперь всегда снега» на стихи Геннадия Айги и Perception на стихи Франциско Танцера. Марис Янсонс дважды исполнил оркестровое сочинение «Пир во время чумы». Я почувствовала какое-то удивительное восприятие моей музыки и первый раз в жизни ощутила, что день рождения — это действительно праздник. Пока жила в Москве, в этот день я обычно уходила в лес и праздновала, ничего не делая. То есть буквально «жила праздно».

После Амстердама я посетила город моей юности — Казань. Впечатление от города и встреч было удивительным. Дело в том, что всюду, куда бы я ни приехала, чувствуется некоторый упадок культуры: недостаточность финансирования, экономия на искусстве и образовании. Даже в Нидерландах люди еле-еле удерживают ту исключительную высоту, на которой стояли раньше. Один за другим уничтожаются ансамбли, творческие коллективы. И вот я приезжаю в Казань, а там, наоборот, подъем! В правительстве появились люди, для которых сделать из музыкального искусства своей страны нечто высокое — дело чести. В Казань приглашен молодой и очень талантливый дирижер Александр Сладковский, перед которым сам президент поставил задачу вывести Госоркестр Татарстана на мировой уровень. Все артисты получили тройное жалованье, были куплены новые инструменты. И за полгода дирижер добился очень высокого качества. Казань у меня вызвала самые большие надежды на будущее.

— С 23 по 29 ноября неделя вашей музыки ожидает и московскую публику…

— В Московском фестивале будут участвовать Симфонический оркестр филармонии и Симфоническая капелла Валерия Полянского, баянист Фридрих Липс, виолончелист Владимир Тонха, ансамбль Марка Пекарского. Музыковед Валентина Холопова проведет конференцию в консерватории… Правда, я не уверена, что фестиваль посетит достаточно много слушателей. Хотя и надеюсь на это.

— Считаете, что интерес к современной музыке в России утрачивается?

— Не только к современной, но и классической. Это очень больной вопрос, большая проблема. Слушание серьезной музыки требует от слушателя сил и активности, а мы живем в условиях усталой цивилизации.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:22

  • trepang· 2011-11-18 13:32:51
    удивительная.
  • ru222· 2011-11-18 14:09:28
    "Перед концертом стараюсь обязательно отдохнуть, чтобы быть в форме как слушатель"

    Давайте признаемся самим себе: а часто мы, рядовые слушатели так поступаем?
    вот-вот... наверное, стоит попробовать?
  • net_ni4ego_bolshe· 2011-11-18 18:58:16
    гений
Читать все комментарии ›
Все новости ›