Новосибирский оперный театр, покинутый Курентзисом и его командой ради Перми, похоже, нашел нового идола
В Новосибирском оперном театре симфонической программой продирижировал Айнарс Рубикис — восходящая звезда европейского уровня, обласканная строгими конкурсными жюри и критиками. Восемь лет назад, в тот же день 18 октября, на сцене Сибирского Колизея впервые появился Теодор Курентзис, так что сравнения напрашиваются сами собой.Читать!
Объявлять о чем-то долгосрочном в театре пока не собираются. Однако совершенно очевидно в контексте всех акций и заявлений директора театра Бориса Мездрича, что к Айнарсу Рубикису присматриваются как к претенденту на пост нового главного дирижера. Впереди декабрьская «Кармен», в которой молодой маэстро, по идее, должен продемонстрировать и свое умение работать в оркестровой яме.
Борис Мездрич — один из тех немногих российских театральных менеджеров, которых можно в полной мере назвать интендантами. Он не раз доказывал, что, принимая самые смелые художественные решения, способен обеспечить реализацию этих проектов на высоком организационном уровне. По сути, именно благодаря ему родился и получил международное признание тандем Чернякова — Курентзиса.
Период Теодора Курентзиса в Новосибирске был отмечен, прежде всего, дерзостью и масштабом проектов, которые еще недавно были непредставимы на сцене регионального российского театра. «Аида», «Макбет», «Леди Макбет Мценского уезда», «Дидона и Эней» — все это безусловные победы. И хотя кому-то они и могут показаться пирровыми, нельзя не признать, что колоссальные финансовые и человеческие вложения продолжают приносить театру репутационные дивиденды. Даже после того как греческий дирижер переселился в Пермь и увез с собой часть оркестрантов.
Возвращение Бориса Мездрича на пост интенданта в трудный для театра период заставило многих думать, что Новосибирск сейчас постарается войти в ту же реку во второй раз. И биография Айнарса Рубикиса вполне укрепляла эти подозрения… Молодой, успешный, европейский, но русскоговорящий дирижер, выигравший престижные конкурсы (Малеровский и Зальцбургский). Он даже внешне чем-то напоминает Курентзиса, хоть и блондин…
Но только вот река оказалась совсем другой. Не хуже и не лучше. Если нонконформистский стиль Курентзиса, с его репертуарными идеями, «пляшущей» дирижерской манерой, непривычным острым и провокативным звучанием жильных струн и барочных смычков, заставлял слушателя все время напрягаться и решать, нравится ему это или нет, то Рубикис предложил совершенно другой вид диалога, ключевые понятия которого ‒ убедительность и надежность.
От оркестра, который находится все же не в лучшей своей форме, Айнарс Рубикис сумел добиться этакого немного консервативного европейского звучания, которое порадовало в «Фавне» Дебюсси обилием оркестровых красок, успокоило (до дремоты) в симфонии Гайдна и развернулось во всю мощь в Четвертой симфонии Малера.
Это безусловное умение собрать оркестровый баланс на европейском уровне поражало и успокаивало одновременно.
Читать!
И похоже, новосибирская публика оказалась вполне готова к этой осмысленной степенности, которая вполне соотносится с объявлением в антракте, что жителей Академгородка ждет автобус у служебного входа.
КомментарииВсего:2
Комментарии
-
По ходу, величайший "интендант" прекрасно пользуется связями предыдущего худрука, приглашая в Новосибирск выступавших при Курентзисе солистов ;-) Кто следующий, Симона Кермес? Интересно, сам он в состоянии навести похожие мосты с иностранцами? Хочется пожелать директору и новому худруку взаимопонимания, с предыдущим как-то не сложилось и история с закупкой старинных духовых инструментов для театра закончилась ничем. Впрочем, Рубикис пока не проявил видимого интереса к XVIII веку, хотя Тойшер известна как специалистка именно в этом репертуаре ;-)
-
ВСе перечисленные проекты Курентзиса - разовые. В репертуаре они не задержались. Дидона и Эней - и вовсе концертная постановка. Он уехал, выдернув всех приличных музыкантов не только из оперного, но и из симфонического. Закончатся деньги в Перми - поедет в Златоуст. На худой конец, в Хабаровск. Другое дело, что Новосибирск один из культурнейших городов, здесь сильная консерватория, и людям его искусство было по-настоящему нужно. А вот нужно-ли это в Перми...боюсь, г-на Курентзиса мало заботит.
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452052
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343539
- 3. Норильск. Май 1269335
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897849
- 5. Закоротило 822375
- 6. Не может прожить без ирисок 783741
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760624
- 8. Коблы и малолетки 741614
- 9. Затворник. Но пятипалый 472597
- 10. ЖП и крепостное право 408150
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403879
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371143