Нововенская роскошь контрапунктического пресыщения выросла не на пустом месте.

Оцените материал

Просмотров: 19670

Разбор завалов ХХ века

Екатерина Бирюкова · 11/10/2011
Антон Веберн, Артюр Онеггер, Валерий Гаврилин и Григорий Фрид

Имена:  Александр Рудин · Антон Веберн · Артюр Онеггер · Валерий Гаврилин · Владимир Юровский · Григорий Фрид

©  Василий Шапошников / Коммерсантъ

Дирижер Владимир Юровский (в центре) во время концерта Московского камерного оркестра Musica Viva в Концертном зале имени П.И.Чайковского

Дирижер Владимир Юровский (в центре) во время концерта Московского камерного оркестра Musica Viva в Концертном зале имени П.И.Чайковского

ХХ век — вроде был совсем недавно. Но ощущение, что музыку предыдущего, девятнадцатого столетия, да и того, что ему предшествовал, мы знаем гораздо лучше. А двадцатый — какая-то неразобранная свалка. Которая очень долго была замазана исключительно черно-белыми социально-политическими цветами. И вот только сейчас эта музыка, которую уже неловко называть современной (спасибо невероятно бурно народившемуся молодому поколению композиторов, которое заняло эту позицию), оказалась очень разной, цветной. И ее — настоящие залежи, чего только там не найти!

Дирижер Владимир Юровский выступил с новым для себя московским оркестром — Musica viva Александра Рудина, — что само по себе серьезное и очень позитивное событие, означающее расширение его присутствия в России (в ближайшем будущем у Юровского будет еще как минимум премьера «Руслана и Людмилы» в Большом). Последовательно позиционируя себя у нас в качестве нового Геннадия Николаевича Рождественского, Юровский придумал программу, еще образовательнее прежних, игранных с РНО.

©  Василий Шапошников / Коммерсантъ

Дирижер Владимир Юровский во время концерта Московского камерного оркестра Musica Viva в Концертном зале имени П.И.Чайковского

Дирижер Владимир Юровский во время концерта Московского камерного оркестра Musica Viva в Концертном зале имени П.И.Чайковского

В первом отделении — далекая классика нововенского авангарда, толком тут так и не пережитая, не просмакованная (слушая ее, скажем, в породистом исполнении Венских филармоников, это слово вполне можно употребить), известная больше теоретически, чем практически. Центральное сочинение — Вариации Веберна 1940 года, это всего несколько минут напряженной игры и напряженного вслушивания. Маэстро предположительно объявил, что это сочинение никогда прежде в России не игралось, сопроводил его доступной лекцией, найдя неожиданные актуальные аналоги в виде лаконичных «Гариков на каждый день» и кратких шедевров Жванецкого. И главное — сыграл его два раза подряд, чем очаровал публику, отвыкшую от нетривиальных поступков на филармонических концертах.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • Insaria· 2011-10-13 18:37:25
    Ну и названьице)))) хе-хе)))
Все новости ›