Устройство фестиваля не сводится лишь к освоению бюджета.

Оцените материал

Просмотров: 30609

Левитановский фестиваль в Плесе

Дмитрий Ренанский · 03/10/2011
Единственное, что можно противопоставить абсолютной власти медиа, – ощущение однократности, эфемерности, уникальности события, считает ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ

Имена:  Алексей Гориболь

©  Андрей Сафонов

Левитановский фестиваль в Плесе. 2011 - Андрей Сафонов

Левитановский фестиваль в Плесе. 2011

​На четвертый год существования любимое детище пианиста и продюсера Алексея Гориболя приобрело стойкую репутацию самого яркого из региональных камерных фестивалей. Программа нынешнего Левитановского форума с особой наглядностью продемонстрировала, как функционирует один из наиболее перспективных отечественных стартапов в сфере академической музыки — обнажив попутно мощную социокультурную изнанку, скрывающуюся за его обаятельным фасадом.

Понятно, что успеху инициативы в значительной степени способствовал внятный контекстуальный фундамент. Раскинувшийся на живописном волжском берегу городок Плес, с его интеллигентным левитановским прошлым и благополучным туристическим настоящим, не мог не стать местом силы. Хотя бы потому, что природа здешней буржуазности, столь заботливо лелеемой мэром Алексеем Шевцовым, отнюдь не европейского (как это повсеместно принято на одной шестой суши), а исконно почвеннического толка.

Сегодняшний Плес, с его превращенными в бутик-отели старинными усадьбами, использует золотоносную жилу пресловутой datcha — модели сезонного рая наяву, радость пребывания в котором обостряется неизбежностью скорого изгнания и последующего возвращения (см. «Дачников» Стивена Ловелла). А где самовар и соломенные шляпы, там и домашний концерт для своих, для самого ближнего круга: в раю, как и положено, должна звучать музыка.

Но не только этот бэкграунд (пусть он и придает Левитановскому «необщее выражение лица») выделяет фестиваль из бесконечной череды проводящихся в стране музыкальных ассамблей. Секрет успеха плесского форума в том, что его организаторы — в отличие от большинства современных российских антрепренеров и продюсеров — прекрасно понимают: устройство фестивалей не сводится лишь к освоению бюджета.

©  Андрей Сафонов

Левитановский фестиваль в Плесе. 2011 - Андрей Сафонов

Левитановский фестиваль в Плесе. 2011

В столице они, как известно, поаппетитнее и посочнее, а в замкадье — пожилистее и поскромнее. Между тем на результативность предприятия истинные объемы финансирования не влияют практически никогда: редкий отечественный фестиваль являет собой нечто большее, чем банальная ярмарка купеческого тщеславия. Мало кто задумывается о том, что сваленные в кучу продукты жизнедеятельности музыкантов становятся фестивалем лишь тогда, когда начинают звучать не ноты, а смыслы.

Это как раз случай фестиваля в Плесе. Первый уикенд нынешнего года был посвящен традиции «жизни как она есть», традиции говорить легко о серьезном. Сначала — кабаретными опусами Бриттена и Шенберга, ранней оперой Леонида Десятникова «Витамин роста» (уже заключающей, как дуб в желуде, столь привычный для автора «Детей Розенталя» трагическо-шаловливый modus vivendi), потом — кабаре Людмилы Петрушевской, мнимо фривольная форма которого вместила целую эпоху в истории русского слова и театра.

Второй блок концертов отрабатывал различные стилевые метаморфозы идеи камерного музицирования: от барочного репертуара со звездами столичного historically informed performance через романтическую традицию вокальных ансамблей к изысканно сервированному Алексеем Гориболем к собственному юбилею постмодернизму и постпостмодернизму обработок и рекомпозиций (Моцарта — Грига, Перселла — Бриттена и Моцарта — Пярта).

Стратегия, воплощаемая на Левитановском фестивале, вообще довольно радикально отличается от той, что принята в культурных институциях одной шестой суши. В начале XXI века российские филармонии, оперные театры и концертные залы по-прежнему наивно убеждены, что публика приходит в храмы искусства послушать музыку композитора Х в исполнении артиста Y и получить от этого удовольствие.

©  Андрей Сафонов

Левитановский фестиваль в Плесе. 2011 - Андрей Сафонов

Левитановский фестиваль в Плесе. 2011

В эпоху тотального расширения информационного поля такую концепцию нельзя не признать, мягко говоря, устаревшей и неконкурентоспособной. Искусство звукозаписи и интернет способны доставить на дом любую музыку в самых совершенных трактовках. Не вставая с дивана и не меняя удобной позы, можно послушать концерт хоть в Берлинской филармонии, посмотреть спектакль хоть из Метрополитен-опера. Играют и поют в них, что и говорить, куда лучше, чем на самых богатых местных фестивалях.

Единственное, что можно противопоставить абсолютной власти медиа, — ощущение однократности, эфемерности, уникальности события: аудитории должно предлагать не столько художественный продукт, сколько эффект присутствия и сопричастности, практически недостижимый в столичных залах-тысячниках, но сам собой возникающий в камерном пространстве на несколько сотен мест.

Особенно если вместо обслуживания вкусов публики исполнители занимаются их формированием, а программы и их контекст складываются в одну цельную метакомпозицию — как это происходило на протяжении двух сентябрьских недель в стоящем прямо на Волге «Дачном театре Шаляпина».

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:9

  • prostipoma· 2011-10-04 02:27:12
    обнажив попутно мощную социокультурную изнанку, скрывающуюся за его обаятельным фасадом.
    В прозе Ренанского есть какая-то особая слоновья грация лгитмиковских -ведов, только им и присущая.Прям вообразил, как г-н директор фестиваля обнажает мощную изнанку.
    А за фасадом, как обычно, Бриттен с Десятниковым, ничего нового.
  • vantz· 2011-10-04 12:47:33
    "мощная изнанка" - это ладно, это по Фрейду легко толкуется, как и то, какие смыслы звучат в "куче продуктов жизнедеятельности музыкантов". А вот Вы объясните мне, что такое "внятный фундамент".
  • prostipoma· 2011-10-04 17:37:51
    да, мне понравилось тоже
    и еще не смог опознать ни одной "звезды столичного historically informed performance" (оказывается, там звезды есть). Мол, и так все знают,один я не в курсе.
    "аудитории должно предлагать не столько художественный продукт, сколько эффект присутствия и сопричастности",
    это прям на манифест торговли прекрасным в России тянет, художественный продукт - это и вправду куча продуктов жизнедеятельности музыкантов, потому продадим эффект присутствия.
Читать все комментарии ›
Все новости ›