Единственное, что можно противопоставить абсолютной власти медиа, – ощущение однократности, эфемерности, уникальности события, считает ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ
На четвертый год существования любимое детище пианиста и продюсера Алексея Гориболя приобрело стойкую репутацию самого яркого из региональных камерных фестивалей. Программа нынешнего Левитановского форума с особой наглядностью продемонстрировала, как функционирует один из наиболее перспективных отечественных стартапов в сфере академической музыки — обнажив попутно мощную социокультурную изнанку, скрывающуюся за его обаятельным фасадом.Читать!
Сегодняшний Плес, с его превращенными в бутик-отели старинными усадьбами, использует золотоносную жилу пресловутой datcha — модели сезонного рая наяву, радость пребывания в котором обостряется неизбежностью скорого изгнания и последующего возвращения (см. «Дачников» Стивена Ловелла). А где самовар и соломенные шляпы, там и домашний концерт для своих, для самого ближнего круга: в раю, как и положено, должна звучать музыка.
Но не только этот бэкграунд (пусть он и придает Левитановскому «необщее выражение лица») выделяет фестиваль из бесконечной череды проводящихся в стране музыкальных ассамблей. Секрет успеха плесского форума в том, что его организаторы — в отличие от большинства современных российских антрепренеров и продюсеров — прекрасно понимают: устройство фестивалей не сводится лишь к освоению бюджета.
В столице они, как известно, поаппетитнее и посочнее, а в замкадье — пожилистее и поскромнее. Между тем на результативность предприятия истинные объемы финансирования не влияют практически никогда: редкий отечественный фестиваль являет собой нечто большее, чем банальная ярмарка купеческого тщеславия. Мало кто задумывается о том, что сваленные в кучу продукты жизнедеятельности музыкантов становятся фестивалем лишь тогда, когда начинают звучать не ноты, а смыслы.
Это как раз случай фестиваля в Плесе. Первый уикенд нынешнего года был посвящен традиции «жизни как она есть», традиции говорить легко о серьезном. Сначала — кабаретными опусами Бриттена и Шенберга, ранней оперой Леонида Десятникова «Витамин роста» (уже заключающей, как дуб в желуде, столь привычный для автора «Детей Розенталя» трагическо-шаловливый modus vivendi), потом — кабаре Людмилы Петрушевской, мнимо фривольная форма которого вместила целую эпоху в истории русского слова и театра.
Второй блок концертов отрабатывал различные стилевые метаморфозы идеи камерного музицирования: от барочного репертуара со звездами столичного historically informed performance через романтическую традицию вокальных ансамблей к изысканно сервированному Алексеем Гориболем к собственному юбилею постмодернизму и постпостмодернизму обработок и рекомпозиций (Моцарта — Грига, Перселла — Бриттена и Моцарта — Пярта).
Стратегия, воплощаемая на Левитановском фестивале, вообще довольно радикально отличается от той, что принята в культурных институциях одной шестой суши. В начале XXI века российские филармонии, оперные театры и концертные залы по-прежнему наивно убеждены, что публика приходит в храмы искусства послушать музыку композитора Х в исполнении артиста Y и получить от этого удовольствие.
В эпоху тотального расширения информационного поля такую концепцию нельзя не признать, мягко говоря, устаревшей и неконкурентоспособной. Искусство звукозаписи и интернет способны доставить на дом любую музыку в самых совершенных трактовках. Не вставая с дивана и не меняя удобной позы, можно послушать концерт хоть в Берлинской филармонии, посмотреть спектакль хоть из Метрополитен-опера. Играют и поют в них, что и говорить, куда лучше, чем на самых богатых местных фестивалях.
Читать!
Особенно если вместо обслуживания вкусов публики исполнители занимаются их формированием, а программы и их контекст складываются в одну цельную метакомпозицию — как это происходило на протяжении двух сентябрьских недель в стоящем прямо на Волге «Дачном театре Шаляпина».
Ссылки
КомментарииВсего:9
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451914
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343479
- 3. Норильск. Май 1268955
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897770
- 5. Закоротило 822258
- 6. Не может прожить без ирисок 783010
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759950
- 8. Коблы и малолетки 741228
- 9. Затворник. Но пятипалый 472076
- 10. ЖП и крепостное право 408059
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403476
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370785
В прозе Ренанского есть какая-то особая слоновья грация лгитмиковских -ведов, только им и присущая.Прям вообразил, как г-н директор фестиваля обнажает мощную изнанку.
А за фасадом, как обычно, Бриттен с Десятниковым, ничего нового.
и еще не смог опознать ни одной "звезды столичного historically informed performance" (оказывается, там звезды есть). Мол, и так все знают,один я не в курсе.
"аудитории должно предлагать не столько художественный продукт, сколько эффект присутствия и сопричастности",
это прям на манифест торговли прекрасным в России тянет, художественный продукт - это и вправду куча продуктов жизнедеятельности музыкантов, потому продадим эффект присутствия.