То, чем занимался Ноно, можно назвать молекулярной физикой музыки.

Оцените материал

Просмотров: 16618

«Прометей» Луиджи Ноно в Берлине

Антон Долин · 21/09/2011
Одно из ключевых сочинений ХХ века высидели не все, но АНТОН ДОЛИН дослушал до конца

Имена:  Луиджи Ноно

©  Kai Bienert  ⁄  Musikfest Berlin 2011

Исполнение «Прометея» Луиджи Ноно на Берлинском музыкальном фестивале  - Kai Bienert

Исполнение «Прометея» Луиджи Ноно на Берлинском музыкальном фестивале

Финал только что закончившегося осеннего Берлинского музыкального фестиваля (Musikfest Berlin) придумали остроумно: под его занавес одновременно в двух залах Филармонии, Большом и Камерном, играли два ключевых произведения ХХ века — Восьмую симфонию Малера (она же «Симфония тысячи участников») и «Прометея» Луиджи Ноно.

Восьмая была впервые представлена публике в канун Первой мировой и мыслилась как «Симфония симфоний», венец всего симфонического цикла Малера. «Прометей» был впервые исполнен в начале 1980-х, а впоследствии переделывался и переписывался вплоть до смерти автора, для которого это сочинение стало результатом многолетних изысканий и экспериментов. Герой первого произведения — Фауст (во второй части использовано восьмистишие из последней части поэмы Гете); второго — Прометей, прошедший, задолго до Фауста, через столетия европейской культурной эволюции.

Но малеровская симфония за последние сто лет превратилась в безусловный хит: билеты на ее исполнение Берлинским филармоническим под управлением сэра Саймона Рэттла разошлись за два месяца до концерта. Напротив, на «Прометее», исполнявшемся в меньшем зале, треть мест которого не была задействована (там расположились музыканты и певцы), пустых кресел хватало — и к завершению концерта их число выросло.

©  Kai Bienert  ⁄  Musikfest Berlin 2011

Исполнение «Прометея» Луиджи Ноно на Берлинском музыкальном фестивале  - Kai Bienert

Исполнение «Прометея» Луиджи Ноно на Берлинском музыкальном фестивале

Прослушивание «Прометея», который до сих пор звучит авангардно, длится два с половиной часа без антракта и не сопровождается никаким сценическим действием, — непростой труд. С другой стороны, стоило рискнуть, так как его исполнение требует сложнейшей кропотливой работы, за которую далеко не любой слушатель скажет «спасибо», и случается это крайне редко.

«Прометей», имеющий подзаголовок «Трагедия слушания», написан для пяти певцов, двух чтецов, хора, струнных, духовых, четырех оркестровых групп, электронных звуков и двух дирижеров. Многогранник знаменитого филармонического зала был наполнен музыкой со всех сторон — можно было насчитать с полтора десятка источников звука, причем ни с одной точки, кроме сцены, нельзя было увидеть всех исполнителей сразу. Соответственно, каждый слушатель находился внутри звуковых потоков и волн, становясь невольным участником эксперимента по созданию своеобразного живого dolby stereo.

В центре сцены находился хор, который, как полагается в древнегреческой трагедии, играл главенствующую роль, певцы же и чтецы укрывались на верхних галереях. Равно важными координаторами происходящего были три человека — опытный дирижер Артуро Тамайо, начинавший карьеру рядом с самим композитором, его молодая коллега Матильда Хофман и сидящий за пультом ведущий электронщик и звуковик Андре Ришар. Перед каждым из них лежала не привычная нотная партитура, а гигантский манускрипт, напоминающий средневековую рукописную Библию; звук каждой перевернутой страницы был слышен в идеальном акустическом пространстве, и это довершало сходство происходящего с ритуалом или литургической церемонией. Оркестр Концертхауса, специализирующийся на современной музыке франкфуртский Ensemble Modern, хор Schola Heidelberg и экспериментальная студия оркестра SWR соединили свои усилия по воплощению утопического замысла Ноно.

©  Kai Bienert  ⁄  Musikfest Berlin 2011

Репетиция «Прометея» Луиджи Ноно на Берлинском музыкальном фестивале - Kai Bienert

Репетиция «Прометея» Луиджи Ноно на Берлинском музыкальном фестивале

Существенно знать, что этот венецианский композитор презрел наследие итальянской музыки XIX века ради изучения средневековых мадригалов и ранней полифонии. Ноно — одна из важнейших фигур послевоенной музыки, наравне с Пьером Булезом, Карлхайнцем Штокхаузеном и Джоном Кейджем, он был зятем Арнольда Шенберга, а также близким другом дирижера Клаудио Аббадо, художника Эмилио Ведовы и театрального режиссера Юрия Любимова. Будучи убежденным коммунистом и ярым противником как итальянского и немецкого фашизма, так и сталинской диктатуры, Ноно считал музыку эффективным орудием классовой борьбы, делая своими соавторами Велимира Хлебникова и Александра Блока, Юлиуса Фучика и Карла Маркса, а героями — Че Гевару, Розу Люксембург и Ниловну из «Матери» Горького. Однако также важно иметь в виду, что к зрелым годам композитор разочаровался в идеалах юности, обратившись к вечным темам (недаром тексты к его сочинениям в 1980-х стал писать известный философ, будущий мэр Венеции Массимо Каччари).

«Прометей» — итог всего творчества Ноно, главный его труд. В эсхиловском герое, борце со всякой тиранией, композитор видел автопортрет, но трактовал образ Прометея далеко не прямолинейно. Романтических бури и натиска в музыке нет — напротив, там царят тишь и суггестия, а в мельчайшие звуки (пометка «ppppp», означающая сведение музыки едва ли не к абсолютному нулю, к крайнему порогу слышимости, — обычное дело в партитуре Ноно) приходится вслушиваться с неослабевающим напряжением.

Среди первоисточников либретто Каччари к «Прометею» — тексты философа Вальтера Беньямина, поэтов Фридриха Гельдерлина и Райнера Марии Рильке, а также Пиндара, Гесиода, Эсхила и Софокла. Однако сюжета как такового в произведении нет и в помине: это отнюдь не опера. Собственно, расслышать текст, который разъят на отдельные слова и даже фонемы на трех языках (итальянском, немецком и древнегреческом) нет никакой возможности. Единственным и главным героем этой трагедии является звук.

©  Kai Bienert  ⁄  Musikfest Berlin 2011

Репетиция «Прометея» Луиджи Ноно на Берлинском музыкальном фестивале  - Kai Bienert

Репетиция «Прометея» Луиджи Ноно на Берлинском музыкальном фестивале

То, чем занимался Ноно, можно назвать молекулярной физикой музыки. Разделяя и дробя ее на мельчайшие атомы, он добивался невероятного эффекта, проходя в обратном направлении всю эволюцию классической традиции и обращаясь непосредственно к архаике — мифологической или еще более ранней. Недаром Пролог «Прометея» посвящен сотворению мира. Лабораторию для этих космогонических опытов композитор проектировал сам: специально для исполнения «Прометея» в венецианской церкви Святого Лаврентия была построена аудитория, напоминающая своими очертаниями корабль: туда входили и музыканты с певцами, и публика.

Однако именно Камерный зал Берлинской филармонии был помещением, где когда-то состоялось одно из первых исполнений «Прометея» при участии композитора. Эти стены уже вмещали в себя уникальный сплав магии и математики, очищенный от лишних эмоций и завораживающий, как необъяснимое природное явление.

Велик соблазн завершить этот текст саркастическим замечанием в адрес тех слушателей, которые не смогли выдержать эту нечеловеческую музыку до конца, бежав с корабля (поскольку дирижеры и исполнители находились среди зрителей, капитулянты лишались шанса ретироваться незаметно): вот, мол, «трагедия слушания», до конца дослушать невозможно! Тем не менее нескончаемые овации опустевшего на четверть зала показали, что все не так драматично. Если в чем и состоит трагедия, так только в том, как иные авторы опережают свое время не на десять или тридцать лет, а на куда больший срок — и лишаются шансов присутствовать при подлинном триумфе своих шедевров. Впрочем, эта трагедия — вечная, существовавшая задолго до Луиджи Ноно, со времен прикованного огненосца Прометея.​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:44

  • kostikov· 2011-09-21 15:41:59
    "...с боков стояли крашеные картоны, изображавшие деревья, позади было протянуто полотно на досках" (Наташа Ростова (с))
  • andreyborisov· 2011-09-21 21:53:16
    И молодцы, что уходят, не дослушав.
  • Elena Cheremnych· 2011-09-21 22:13:06
    Спасибо, Антон! Уважаю.
  • petrpospelov· 2011-09-21 22:15:28
    Спасибо, Антон! Уважаю.
  • tridi· 2011-09-21 22:27:45
    // Будучи убежденным коммунистом и ярым противником как итальянского и немецкого фашизма, так и сталинской диктатуры, Ноно считал музыку эффективным орудием классовой борьбы, делая своими соавторами Велимира Хлебникова и Александра Блока, Юлиуса Фучика и Карла Маркса, а героями — Че Гевару, Розу Люксембург и Ниловну из «Матери» Горького.//
    - Надо же такое написать и не сделать ни одной сноски)))
    Этим правильным духом пронизан весь текст - отличника боевой и физической подготовки)))
  • tridi· 2011-09-21 22:31:33
    А о Малере, действительно гении, и о его гениальной 8-й симфонии - почти ничего в статье и нет, кроме тривиальности)
  • MP· 2011-09-21 22:32:21
    Наверное автор имел ввиду Dolby Surround, aне Dolby Stereo
  • tridi· 2011-09-21 22:34:57
    Правильно - ещё не значит выстрадано
    /Из афоризмов tridi/
  • tridi· 2011-09-21 22:38:35
    С белым венчиком из роз
    Впереди Иисус Христос
  • MP· 2011-09-22 12:56:54
    Господи, даже процитировать правильно не может, вот кошмар. То ставит тире где попало, то сразу два потерял.

    В белом венчике из роз -
    Впереди - Исус Христос.

  • MP· 2011-09-22 14:33:53
    И читать не умеет- почему должно быть о Малере, если автор статьи не был на исполнении Малера, а был на исполнении Ноно?
  • tridi· 2011-09-22 22:25:09
    // Ноно считал музыку эффективным орудием классовой борьбы, делая своими соавторами Велимира Хлебникова и Александра Блока, Юлиуса Фучика и Карла Маркса, а героями — Че Гевару, Розу Люксембург и Ниловну из «Матери» Горького.//

    А Блок и Хлебников - классовой борьбой не увлекались и даже, наоборот, она им была чужда и противна). Словом, Долин - не в материале). Или в одну стилистическую кучу всё сгребает).
    Мп, сверили все тире? Я рад, что дал вам повод прочитать Блока)))
    Кстати, из статьи не следует, что Долин не был на Малере)
  • tridi· 2011-09-22 22:27:45
    Мп, у вас работа такая - следовать за каждым моим пчихом?))
  • tridi· 2011-09-22 22:29:44
    Кстати, делиться надо, если вы на мне зарабатываете)))
  • MP· 2011-09-23 09:05:33
    Я бы это назвал не чихом, а пуком. В лужу. Нет, я на общественных началах. Это Вы не в материале, никто и не говорил, что Блок увлекался классовой борьбой. Читать научитесь. Во-вторых, написано: "одновременно в двух залах Филармонии, Большом и Камерном, играли два ключевых произведения ХХ века — Восьмую симфонию Малера (она же «Симфония тысячи участников») и «Прометея» Луиджи Ноно. "
    Из чего следует, что если человек присутствует на одном концерте, то на втором быть одновременно никак не может.

    А про деньги- это Ваше больное место, мы все уже поняли. Я поделюсь- приходите. Где встречаемся?
  • tridi· 2011-09-25 22:41:32
    Не следует "мыкать", научитесь отвечать за себя)))
  • tridi· 2011-09-25 22:42:18
    А если "мыкаете", то гонорар мне должен причитаться тоже)))
  • tridi· 2011-09-25 22:48:24
    Встречаемся в редакции OS в кабинете у главного редактора: оставьте, пож-ста адрес, тел., e-mail и уточните размер гонорара - хватить жить на халяву)))
  • tridi· 2011-09-25 22:50:26
    О Блоке: научитесь читать то, что я написал://Словом, Долин - не в материале). Или в одну стилистическую кучу всё сгребает).//
  • tridi· 2011-09-25 22:52:24
    // "одновременно в двух залах Филармонии, Большом и Камерном, играли два ключевых произведения ХХ века — Восьмую симфонию Малера (она же «Симфония тысячи участников») и «Прометея» Луиджи Ноно. "//
    - Так и на каком концерте был автор статьи - он об этом ничего не говорит)))
  • tridi· 2011-09-25 22:53:56
    //А про деньги- это Ваше больное место, мы все уже поняли.//
    - "мы" - это кто?, пожалуйста поконкретнее)))
  • MP· 2011-09-26 00:52:01
    Словесный понос в шести порциях. В один высер, как всегда, не получилось.

    Что следует и чего не следует будете рассказывать своим половым партнерам. Остальные без Вас разберутся.

    "Мы" - это народ. А Вы что думали?
  • tridi· 2011-09-26 08:53:50
    Грубо, примитивно и пошло: вероятно "консерваториев не заканчивали")
  • tridi· 2011-09-26 09:00:00
    OS вы не украшаете своими постами, брызгающими нечистотами...Но редакции - виднее). Может быть, приятнее стирать оппозиционное мнение, изложенное в изысканной форме, чем своё - разбрызганное в грубой и дурно-пахнущей)
  • tridi· 2011-09-26 09:07:41
    //"Мы" - это народ. А Вы что думали?// - Конечно, народ - успокойтесь, только закавыченный))))))))))
  • MP· 2011-09-26 21:39:54
    Елсли дерьмо подать на блюдечке с голубой каемочкой и сервировать мельхиоровой ложечкой, оно не станет изысканным.

    А в один пост опять не поместилось, я же говорю - понос.

    P.S. Судя по тому, как и что Вы пишите, Вы не только "консерваториев" не заканчивали, но даже трех классов церковно-приходской школы не осилили, так что лучше пойдите постойте в углу, зарвавшийся нахал.))
  • tridi· 2011-09-26 22:35:01
    Как же серенько - только великодушие и научное бескорыстие может общаться с подопытными шариковыми)
  • MP· 2011-09-27 01:46:21
    Сказал Швондер, доедая собачую консерву.
  • tridi· 2011-09-27 23:14:51
    ))) Не получилось - Швондер не знает ничего о великодушии и бескорыстии, как и Мп)))
  • MP· 2011-09-28 11:47:14
    Все получилось, именно потому что Швондер-tridi "не знает ничего о великодушии и бескорыстии" ,бугага.
  • tridi· 2011-09-28 22:25:25
    Плагиат в стиле - сам дурак))) И постоянно, причём во всех ветках, Мп уводит от темы, занимаясь исключительно оскорблениями и грязной клеветой. А хулигана некому остановить - такая вот современная "поставангардная" ситуация. И ещё на что-то жалуемся и чем-то недовольны...Поменьше следует заниматься политикой и побольше - нравственностью. Для культуры безнравственность - смертельна.
  • MP· 2011-09-29 10:22:50
    Ржунимагу, tridi, главный местный троллль обвиняет меня в уходе от темы.:)) наверное, он считает апофеозом нравственности обсуждать грязь под ногтями. Жаль , что ресурс слишком либерален и не забанит его к чертовой матери. А может просто нужен свой клоун?
  • tridi· 2011-09-29 23:50:56
    Так и прёт плебейство из всех щелей: плюётся, руганью исходит, врёт, грязью поливает - ну, молодец, что ещё сказать... А как исполнит команду и натявкается, сядет себе тихо у порога и будет преданными глазами смотреть на своего хозяина и ждать новых указаний)))
  • MP· 2011-09-30 00:44:30
    Спасибо, что изложили свое жизненное кредо.
  • tridi· 2011-10-01 01:11:42
    Ошибаетесь, моё кредо - идти против течения. Я - против авангардизма! А кто ещё против?)))))))))) Вот, то-то)
  • MP· 2011-10-02 12:32:44
    Что Вы, я рад бы был ошибиться, но увы, против реальности не попрешь.
  • tridi· 2011-10-02 19:43:07
    бы был ...биться...не попрешь) - звучит радостно и безошибочно)))
  • MP· 2011-10-04 00:50:54
    Надо же, тире на своем месте. Наверное, случайно.
  • tridi· 2011-10-08 15:33:19
    Мп, так и свихнуться можете - лучше оставьте в покое мои тире, ведь высший пилотаж в их употреблении - не для всех))))))
  • MP· 2011-10-10 13:46:09
    Если считать безграмотность высши пилотажем...
  • tridi· 2011-10-10 21:31:30
    На воре - шапка горит)
  • MP· 2011-10-15 22:54:23
    Безусловно! Абсолютно с Вами согласен!
  • tridi· 2011-10-16 16:37:58
    //Если считать безграмотность высши пилотажем...// )))
  • MP· 2011-10-18 00:48:12
    Именно. ))))
Все новости ›