Дмитрий Черняков ставит в Новосибирске, Париже и Турине; Гжегож Яжина дебютирует на оперном Западе; Робер Лепаж инсценирует Берлиоза; Жерар Мортье прощается с Европой
Обозреватель OPENSPACE.RU, не скрывая своих симпатий к режиссерскому оперному театру, выдает свои рекомендации по поводу того, что смотреть в этом оперном сезоне, а не того — будьте внимательны! — что слушать
Отечественному оперному процессу пока далеко до отлаженности западного театрального механизма: у нас тренды сезона по-прежнему гораздо проще выявить уже после его завершения. Тогда как нащупать узловые проблемы европейской оперы можно даже при беглом взгляде на репертуарные планы театров на сезон вперед.Тенденция смены режиссерских поколений, наметившаяся несколько лет назад, становится в грядущем сезоне магистральной. Недавним дебютантам, пришедшим в оперное коммьюнити в самом начале нулевых и с легкостью перетасовавшим сложившуюся в нем иерархию, к 2008/09 удалось основательно потеснить недавних ньюсмейкеров. Прошли те времена, когда Петер Конвичный пять лет подряд признавался лучшим оперным режиссером Германии, а его главными конкурентами из года в год оставались Ханс Нойенфельс и Патрис Шеро.
Передовики производства
Ярмо тягловых лошадок европейского оперного процесса уже который год тянут на себе Мартин Кушей и Клаус Гут. При всей разнице театральных почерков оба работают ударно и ровно, но не всегда слишком интересно и глубоко. Смысловые прорывы в их постановках столь же редки, как и очевидные провалы, но эта верхушка режиссерского middle class востребована сегодня повсюду, от Зальцбурга до самых до окраин.
Мартин Кушей начинает год с «Макбета» Джузеппе Верди (Мюнхен, 2 октября), а продолжает «Похождениями повесы» Игоря Стравинского (Вена, 13 ноября), примечательными очередным сотрудничеством с Николаусом Арнонкуром. Мэтр-старинщик едва ли не впервые берется за оперу ХХ века, повторяя прецедент Джона Элиота Гардинера, который первым из дирижеров-аутентистов взялся за эту неоклассицистскую притчу.
У Клауса Гута сезон пройдет под знаком Вагнера: перед «Тристаном и Изольдой» (Цюрих, 14 декабря) он разомнется на «Валькирии» (Гамбург, 19 октября). «Золото Рейна» — первую часть своего долгоиграющего «Кольца нибелунга» — режиссер показал весной нынешнего года. Премьера последней части тетралогии запланирована на 2010 год. По весне Гут отдохнет от Вагнера, выпустив театральную версию генделевской оратории «Мессия» (Вена, 27 марта).
Мэтры
Петер Конвичный в будущем сезоне держит паузу, ограничиваясь инсценировкой «Лунного Пьеро» Арнольда Шенберга (20 сентября, Лейпциг).
Седина в бороду, бес в ребро — сказано ровно про Ханса Нойенфельса. Желания щекотать нервы и запросто резать по живому у самого ярого бузотера немецкой оперной режиссуры с годами не убавляется, а совсем даже наоборот. Особенно тогда, когда Нойенфельс ставит что-то эмблематичное: семь лет назад он так выпорол зальцбургскую публику своей «Летучей мышью», что у многих болит до сих пор. Теперь будет «Травиата» Верди (Берлин, 9 ноября), мало не покажется.
А вот режиссеры-художники Ахим Фрайер и Роберт Уилсон, с годами опустившиеся до сплошного самоповтора, никого фраппировать не хотят. Последние лет ...дцать первый торгует чуть поношенным чудаковатым цирком, а второй калькирует респектабельный haute couture — три года назад костюмчики made by Wilson и made by Freyer примерили даже Большой театр с «Новой оперой». По осени оба мэтра разродятся новыми работами: Уилсон выпускает «Фауста» Шарля Гуно (26 октября, Варшава; этот спектакль — первый проект нового амбициозного руководства «Опера народова», планирующего вскоре вывести театр на передовые европейские позиции), Фрайер ставит «Евгения Онегина» (27 сентября, Берлин).
Кстати об «Онегине», к которому зарубежная сцена проявляет повышенный интерес второй сезон подряд. Начавшись с прошлогодних спектаклей Андреа Брет (Зальцбург) и Кшиштофа Варликовского (Мюнхен), онегинская эпидемия охватит в 2008/09 году всю Европу: кроме Берлина новые постановки намечены в Вене и Штутгарте, а сезон обрамляют гастрольные показы спектакля Дмитрия Чернякова в парижском Palais Garnier (сентябрь 2008) и миланском Alla Scala (июль 2009).
Черняков
Сам Дмитрий Черняков уже основательно освоился на европейской сцене, чтобы ставить там не только русские оперы. После обласканного европейской критикой прошлогоднего «Игрока» в Берлине и Милане в числе самых крупных эстимейтов начавшегося сезона «Макбет» в парижской Opéra National de Paris, дебют Чернякова и вторая работа Теодора Курентзиса в театре Жерара Мортье (совместная постановка с Новосибирской оперой; премьера в Новосибирске — 20 декабря, премьера в Париже — 4 апреля).
Через несколько дней после того, как в Бастилии завершится серия показов «Макбета», в Teatro Regio пройдет премьера «Пиковой дамы» (Турин, 21 мая) — таким образом, к 39 годам в портфолио Чернякова окажется вся пятерка главных русских опер: «Борис Годунов», «Хованщина», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Леди Макбет Мценского уезда». В Турине Германа споет Миша Дидык (Алексей Иванович в черняковском же «Игроке»); из отечественных певцов обещаны Владимир Ванеев-Томский, Владислав Сулимский-Елецкий и Надежда Сердюк-Полина.
Перебежчики из драматического театра
О давнем оперном тренде, связанном с приходом драматических режиссеров в музыкальный театр, в 2008/09-м придется вспомнить в связи с именами трех новичков: Гжегожа Яжины, Михаэля Тальхаймера и Робера Лепажа.
Польская драма и кино исправно делится с оперным театром своими лучшими кадрами: вслед за Мариушем Трелинским, Кшиштофом Варликовским и Кристианом Лупой в оперу приходит молодой, да прославленный Гжегож Яжина. Первой в его жизни оперной постановкой в западной Европе (на родине он только-только начал оперную карьеру) окажется «Игрок» Сергея Прокофьева (Лион, 22 января). Первоначально планировалось, что лионский театр сработается с Берлином и Миланом в копродукции спектакля Дмитрия Чернякова, но что-то не срослось. В итоге певцы будут те же, а режиссер другой.
Когда три года назад главный режиссер берлинского Deutsches Theater Михаэль Тальхаймер дебютировал в берлинской же Штаатсопер, его постановка «Кати Кабановой» Леоша Яначека (с успехом) соперничала разве что с пронзительным зальцбургским спектаклем Кристофа Марталера. Теперь Тальхаймер берется за моцартовское «Похищение из сераля» (Берлин, 7 июня).
За новыми оперными работами канадца Робера Лепажа в 2008/09 году придется ехать на другой континент, но они, несомненно, того стоят. К сегодняшнему дню Лепаж успел поставить лишь две оперы, но прошлогодние «Похождения повесы» Стравинского в брюссельском La Monnaie и «1984» (по Оруэллу) Лорина Мазеля в Alla Scala были сделаны с таким головокружительным изяществом, какого в музыкальном театре давненько не видывали. В этом сезоне Лепаж начнет с дуплета «Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока плюс «Ожидание» Арнольда Шенберга (18 октября, Квебек), а продолжит «Осуждением Фауста» Гектора Берлиоза в «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк, 7 ноября). Берлиоз вообще-то не предполагал сценического измерения для своей «драматической легенды», но действенный потенциал произведения настолько велик, что за его театрализацию берутся в последнее время все чаще и чаще — достаточно вспомнить хотя бы спектакль группы каталонских затейников La Fura dels Baus на Зальцбургском фестивале 2002 года.
Самое ожидаемое
Каликсто Бието и Кшиштоф Варликовский после спорных, но на редкость мощных постановок прошлых лет в 2008/09-м выходят в первый ряд оперного авангарда. Планы Биейто радуют своей неслучайностью. После шокирующего «Воццека» Альбана Берга в мадридском Teatro Real он берется за его же «Лулу» (Базель, 15 февраля). «Армида» Кристофа Виллибальда Глюка (Берлин, 5 апреля) наверняка станет поводом для размышлений о христианско-мусульманском антагонизме, а «Короткая жизнь» Мануэля де Фальи (Фрайбург, 9 мая) не могла не появиться в его репертуаре (по той же причине, по которой Дмитрий Черняков не мог не поставить своего родного «Евгения Онегина»).
После необыкновенно насыщенного прошлого сезона Варликовский собирается с мыслями перед «Королем Рогером» Шимановского (Париж, 18 июня): главный польский оперный режиссер современности ставит главную польскую оперу.
Премьера «Короля Рогера» завершает сезон Opéra National de Paris, который подводит итог европейской карьеры интенданта всея Земли Жерара Мортье — человека, напрямую ответственного за облик сегодняшнего европейского оперного театра. Этот ностальгический привкус очевиден и в другом громком парижском проекте — мировой премьере оперы «Ивонна, принцесса Бургундская» Филиппа Бусманса (24 января). В далеком 1981 году, когда Мортье начинал свою оперную деятельность директором брюссельской оперы, он пригласил Бусманса composer-in-residence в La Monnaie и заказал ему его первую оперу. В сезоне 2009/10 года Мортье вплотную приступает к руководству New York City Opera. А это значит, что очень скоро эпицентр интереса к оперному театру может переместиться с одного континента на другой.
Когда | Где | Что | Кто |
20 сентября | Лейпциг | «Лунный Пьеро» Арнольда Шенберга | Петер Конвичный |
27 сентября | Берлин Staatsoper Unter den Linden |
«Евгений Онегин» Петра Чайковского | Ахим Фрайер |
2 октября | Мюнхен Bayerische Staatsoper |
«Макбет» Джузеппе Верди | Мартин Кушей |
18 октября | Квебек | «Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока + «Ожидание» Арнольда Шенберга | Робер Лепаж |
19 октября | Гамбург | «Валькирия» Рихарда Вагнера | Клаус Гут |
26 октября | Варшава Teatr Wielki - Opera Narodowa |
«Фауст» Шарля Гуно | Роберт Уилсон |
7 ноября | Нью-Йорк, Metropolitan-Opera |
«Осуждение Фауста» Гектора Берлиоза | Робер Лепаж |
9 ноября | Берлин Komische Oper |
«Травиата» Джузеппе Верди | Ханс Нойенфельс |
13 ноября | Вена An der Wien |
«Похождения повесы» Игоря Стравинского | Мартин Кушей |
22 января | Лион | «Игрок» Сергея Прокофьева | Гжегож Яжина |
24 января | Париж Opéra National de Paris Palais Garnier |
«Ивонна, принцесса Бургундская» Филиппа Бусманса | Люк Бонди |
15 февраля | Базель | «Лулу» Альбана Берга | Каликсто Биейто |
27 марта | Вена «An der Wien» |
«Мессия» Георга Фридерика Генделя | Клаус Гут |
4 апреля | Париж Opéra National de Paris Opéra Bastille |
«Макбет» Джузеппе Верди | Дмитрий Черняков |
5 апреля | Берлин Komische Oper |
«Армида» Кристофа Виллибальда Глюка | Каликсто Биейто |
9 мая | Фрайбург | «Короткая жизнь» Мануэля де Фальи | Каликсто Биейто |
21 мая | Турин Teatro Regio |
«Пиковая дама» Петра Чайковского | Дмитрий Черняков |
7 июня | Берлин Staatsoper Unter den Linden |
«Похищение из сераля» Вольфганга Амадея Моцарта | Михаэль Тальхаймер |
18 июня | Париж Opéra National de Paris Opéra Bastille |
«Король Рогер» Кароля Шимановского | Кшиштоф Варликовский |
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452165
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343631
- 3. Норильск. Май 1269796
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897932
- 5. Закоротило 822508
- 6. Не может прожить без ирисок 784379
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761573
- 8. Коблы и малолетки 741897
- 9. Затворник. Но пятипалый 473114
- 10. ЖП и крепостное право 408253
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404288
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371474