На фоне невыразительных вокальных междусобойчиков последних лет Operalia Пласидо Доминго показалась МИХАИЛУ ФИХТЕНГОЛЬЦУ образцом конкурсного жанра
Имена:
Джаесиг Ли · Константин Шушаков · Ольга Бусуеч · Ольга Пудова · Прети Йенде · Рене Барбера
© Предоставлено Центром оперного пения Г. Вишневской
Пласидо Доминго и победители конкурса «Опералия» Рене Барбера и Прети Йенде
Духота, как в подмосковной электричке в пятницу вечером; робкие просьбы уступить лишний билетик; давка на входе и бурление толпы, которая непонятно что делает в выходной день в несусветную июльскую жару в душном мегаполисе, — думаю, что именно эти не слишком приятные для воспоминаний моменты делают из любого конкурса настоящее событие.
По таким событиям московская публика — та ее часть, которая интересуется оперой и вокалистами, — истосковалась всерьез, хотя в конкурсном списке вроде бы и нет сотен певцов (на стартовой дорожке изначально только сорок человек); в жюри, за исключением Галины Вишневской, отсутствуют легенды прошлого, на которых мы все любим поглазеть, и вообще все тихо и спокойно. Но ощущение в воздухе правильное: вот здесь и сейчас выступают те люди, которые, возможно, через пару лет обживутся на лучших театральных площадках мира; в судейской команде — профессионалы своего дела; а Пласидо Доминго, живой, настоящий, внимательно отслушивающий всех конкурсантов, хотя и не принимающий участие в работе жюри, — совсем не свадебный генерал, а душа и мозг всего действа. Оказывается, можно диагностировать талант, выслушивая за весь конкурс всего пару арий (а не по пять-шесть за каждый тур), для каждого тура нужно всего по нескольку часов (а не сутки напролет), а для взвешенных и правильных решений не нужны ни г-жа Френи, ни г-жа Берганса, ни г-жа Образцова — справятся и без них.
© Александра Мудрац ⁄ ИТАР-ТАСС
Победительница в номинации «Женский вокал» Прети Йенде во время выступления в финале конкурса «Опералия»
Самое красноречивое доказательство тому — списки лауреатов
Operalia прошлых лет: начиная с самого первого конкурса, проведенного в Париже в 1993 году, в нем засветились десятки певцов с успешной международной карьерой — если даже назвать из тех, кто гастролировал в Москве в последние годы, команда получится неслабая: Роландо Вильясон, Джойс Ди Донато, Хосе Кура, Мария Алехандрес, Симоне Альбергини, Тьяго Аранкам, Давид Бизич, Соня Йончева, не говоря уже о «русской диаспоре»: Василий Ладюк, Екатерина Лехина, Елена Манистина, Дмитрий Корчак, Юлия Новикова, Алексей Кудря.
Читать текст полностью
В этом свете, конечно, полностью обессмысливается и обесценивается состязание вокалистов на конкурсе им. Чайковского: удаленное Валерием Гергиевым (который, кстати, промелькнул в зале на финале «Опералии») из Москвы в Петербург, оно оказалось самым скучным и самым слабым из всех конкурсных специальностей. Неслучайно корейский бас Джогмин Парк — новоиспеченный золотой лауреат «Чайника» и финалист «Опералии» — удовольствовался в Москве лишь премией Биргит Нильсон, как певец с перспективой на вагнеровский репертуар, — да и то, вероятно, лишь потому, что больше крупных голосов и, соответственно, претендентов на этот приз не оказалось. Впрочем, в лузеры была отправлена и золотая медалистка недавно состоявшегося в Брюсселе Международного конкурса Королевы Елизаветы — корейская сопрано Хаеран Хонг. Мило прощебетавшая арию из «Сомнамбулы» Беллини, она подтвердила лишь добротную выделку своего голоса — и не поразила ничем иным.
© Александра Мудрац ⁄ ИТАР-ТАСС
Пласидо Доминго и Ольга Пудова, занявшая третье место в номинации «Женский вокал»
Вероятно, из-за чрезвычайно четкой и отработанной конкурсной машины, исключающей какие-то казусы, а также репутации членов жюри, которой Доминго доверяет уже много лет, московская «Опералия» обошлась без скандалов, закулисных интриг и наветов, и в финале ни один из тринадцати певцов не вызвал немого вопроса: «А что он (она) здесь делает?» Уместившийся в два часа финальный тур превратился в красивое вокальное гала с добротным аккомпанементом оркестра Музыкального театра под управлением (довольно мастерским) самого хозяина конкурса — благо ему не надо объяснять про удобные для вокалистов темпы, и он досконально знает репертуар. Публика, принужденная просьбами жюри и самого Доминго на первых двух турах вести себя нейтрально и не бесноваться, наконец дала волю эмоциям и одаривала своих фаворитов, как водится, бурно и продолжительно.
Симпатии жюри практически совпали с залом: одно из первых мест было отдано американскому тенору Рене Барбера, чьи верхние «до» в знаменитой арии из «Дочери полка» действительно достойны особого поощрения. Другое получила южноафриканская сопрано Прети Йенде — обладательница изумительного голоса, который в раритетной сцене из «Беатриче ди Тенда» Беллини подчинялся певице не всегда, но при этом излучал столь мощное обаяние и экспрессию, что прощать ей технические просчеты было даже приятно. Оба они удостоились также премии за лучшее исполнение сарсуэлы. Еще один тенор и еще одно сопрано получили третью премию: южнокорейский тенор Джаесиг Ли аккуратно, без нажима и обычных теноровых потуг исполнил арию Рудольфа из «Богемы»; Ольга Пудова, солистка Мариинки, без затей, но и без промахов «выстрелила» все полагающиеся верхние «фа» в моцартовской Царице ночи.
© Александра Мудрац ⁄ ИТАР-ТАСС
Константин Ушаков, занявший второе место в номинации «Мужской вокал», во время выступления в финале конкурса «Опералия»
Посредине, на второй ступени лауреатского пьедестала, расположились два певца, которых оценили за их умения, но в еще большей степени за перспективу: юное молдавское сопрано Ольга Бусуеч с по-южному сочным, звонким голосом, которого вдоволь хватило и на арию из «Сестры Анжелики» Пуччини, и на испанскую сарсуэлу (за что она была отмечена отдельно наряду с Прети Йенде), а также российский баритон, выпускник Молодежной оперной программы Большого театра Константин Шушаков — еще немного зажатый и стеснительный в арии Елецкого, но обладающий роскошным, породистым голосом и каким-то особым, располагающим к себе благородством манеры.
{-tsr-}К слову, столь популярная у театральных и околотеатральных людей тема о кризисе российской вокальной школы как-то незаметно сошла на нет. Все-таки, памятуя о многочисленных первых, вторых и третьих премиях на «Опералии» в предыдущие годы и сейчас, можно считать, что мы встали вровень с цивилизованным оперным миром — пусть даже, как всегда, вопреки, а не благодаря местным условиям и сложившимся обстоятельствам.
А вот и комментарий Нормана Лебрехта: http://www.artsjournal.com/slippeddisc/2011/07/how-much-domingo-is-paying-his-operalia-musicians-make-that-how-little.html
А Вы случайно не встали при исполнении гимна "Опералии"?Это же в наших "лучших"
традициях - "бить челом" перед иностранными гостями!А сие сочинение Доминго-
младшего,на мой взгляд,является квинтэссенцией оперной "попсы",которая столь мила
Вашему сердцу.Вместо разностилевой программы вполне сойдут 2 арии,вместо Вагнера
- Понкьелли,вместо вокалистов в жюри - менеджеры.
Действительно,сейчас не нужны Скотто,Образцова и Френи не только в жюри.Они не
нужны и на сцене.И их нет.Нет больших мастеров,нет личностей большого калибра.
За редким исключением - один мелкий.На днях по телевидению артист Малого театра
Борис Клюев сказал,что сейчас время дилетантов,профессионалов очень мало везде.
Я не сомневаюсь,что менеджеры в жюри "Опералии" обеспечат быструю карьеру
четырем девочкам,вышедшим в финал.Быструю во всех смыслах.Судьба Виланзона у
всех на виду,а он еще по современным меркам "попел".Карьера Скотто,Образцовой и
Френи этим милым девочкам явно не суждена,т.к. у них серьезные вокальные
проблемы,явные даже абсолютным непрофессионалам.Из них быстро выжмут то
немногое,что можно выжать, и также быстро найдут замену на столь же милых и
малопрофессиональных девочек."Опералия"-то проводится ежегодно,так что резерв
огромный!
Когда через год после победы на конкурсе Чайковского Владимир Атлантов завоевал
в Монреале только четвертое место,никто не кричал "Позор конкурсу Чайковского!",
не унижал его перед монреальским и не плевал в самих же себя.Никому тогда это и в голову не пришло!Первое место в Монреале тогда занял Мазурок и ,слава Богу, они
с Атлантовым составили гордость Большого театра,оба сделали мировые карьеры и вообще были друзьями.Что же Вы не упомянули,что Ольга Пудова,получившая на
"Опералии" 3-ю премию,на конкурсе Чайковского не была допущена на 3-й тур?Или у
Вас так : Парку дали 1-ю премию - переоценили,Пудовой не дали - недооценили? Одним словом,куда ни кинь - все на конкурсе Чайковского не годится!Кстати,Корчак
возведенный Вами в ранг победителей "Опералии", занял на ней всего лишь 4-е
место.Так что у Парка отнюдь не все так плохо!
А для меня конкурс Доминго - это своеобразный аналог ЕГЭ,наотмашь рубанувший
нашу образовательную систему.Где "правят бал" везение и дилетантизм,а не глубина
постижения и мастерство!И я только после того,как побывала на "Опералии",поняла,
что благодарна Гергиеву за то,что он, привнеся отдельные элементы зарубежного
"ЕГЭ" в конкурс Чайковского типа предварительного отбора по DVD,несомненно,
ухудшевшего конкурс,все-таки не сломал общую структуру конкурса,сохранил в
целом его масштаб,его сложность,его программу.Что конкурс открыл для многих из
нас певца подлинного экстра-класса - монгола Амартувшина,который вернул нам,
русским,романсы Чайковского в их подлинной глубине и трепетности каждого слова.
Это стало возможно только при наличии той программы,которую должны были певцы
исполнить на конкурсе.А вот кто такой победитель "Опералии" Барбера - "концертант",эффектно исполняющий несколько оперных шлягеров, или глубокий
тонкий певец,я сказать не могу.Это могут знать только господа-менеджеры в жюри!
Кто-то скажет,что все равно нынешняя публика не различает,
кончилась ария или началась кабалетта,главное - что есть успех.Но вот недавно в
передаче "Царская ложа" я услышала ,как поет мужской голос на немецком языке.Не
зная языка,я все равно подумала,что так чисто и ясно может петь только немец.А
голос был необыкновенной завораживающей красоты!Потом появились титры -
Феруччо Фурланетто (Италия).Он пел цикл "Зимний путь" Шуберта из 24=х песен,
который он готовил для исполнения много лет.24 песни Шуберта в огромном зале
"Мариинский",не в небольшом зале "Станиславского".И этот огромный зал был набит
битком и люди завороженно слушали.Я услышала эту музыку в 1-й раз и ,если бы этот
концерт был в Москве,побежала бы на него,отложив все дела,потому что открыла
для себя новый мир.И вот тогда мне стало радостно,что не все еще в музыке победила
"попса",менеджеры,всевозможные концерты 3-х,5-ти и 10-ти теноров,если огромный
зал в полной тишине сидит и слушает Шуберта.И если Вам лично вокальные профессионалы уже стали не нужны,то многие люди в них еще нуждаются!Потому что для многих опера - это не просто приятное времяпрепровождение,а потребность души,то,что давали людям Федор Иванович Шаляпин,Сергей Яковлевич Лемешев,Тито Гобби,ДельМонако и многие-многие великие профессионалы.
А зачем же вам по халтурам бегать, господин Нодель? Ведь, судя по этой ссылке http://orchestra.iam.pl/ru/artysci/wykladowcy.html вы ра ботаете аж в трёх московских оркестрах!!!))) И не устаёте?
Ну правильно, в оркестры не берут, так хоть помечтать-то можно!)))
А что ж вы сразу Венскую филармонию не написали? Неужели постеснялись?)))
вся Москва уже смеётся над вашей биографией, а люди из РНО, НФОР и БСО удивляются-что же это за загадочный гобоист, который с ними солировал и никто его не видел!
А ещё сильно-И.Хоффман. Это вы имели ввиду всем известного Илюшу Гофмана?))) А написание сделали на западный манер, чтобы посолиднее что ль было?)))
Уморили, ей богу!!))