В рамках цикла «Дирижерская элита XXI века» Теодор Курентзис дал концерт с Национальным филармоническим оркестром России

Вечер стал открытием музыки, которая уже давно принадлежит истории, и переоценкой сложившейся системы координат — новым взглядом на, казалось бы, очевидные вещи.
Первая из них — российский авангард 1960—1980-х. Сегодня, когда распахнуты все двери и мы можем жить во многих музыкальных мирах, уже понятно, что сочинение Тищенко — это самая обычная комбинаторика. Якобы сложный язык, изобретательная композиторская техника прикрывают отсутствие настоящей драматургии. Что отличает бесспорно значительное художественное творение? Ясно, что не техника и не язык, а суть — когда автором движет какая-то внутренняя убежденность, энергия, мощь.

Четвертая симфония Шмидта, напротив, чрезвычайно увлекла. Никаких особых ожиданий от неизвестного сочинения неизвестного автора не было. Поэтому ощущение, что ты прикасаешься к чему-то настоящему, возникшее с первых же звуков, просто обожгло. Симфония Шмидта (1933) называется «Реквиемом по дочери», она — воплощение жизненных переживаний исключительной силы. Слушая симфонию, представляешь себе человека, который в состоянии аффекта упрямо движется вперед, пытаясь избавиться от мучений. Откровенность вызывает сопереживание. Эту музыку не оцениваешь с точки зрения ее языка — суть не в том, что он позднеромантический или какой угодно другой. И даже возникающая на заднем плане мысль, что этой музыке не хватает разнообразия, что она похожа на одну, идущую в никуда дорогу, не так важна. Потому что здесь есть главное — эмоциональная драма.
Такая музыка очень подходит Теодору Курентзису — музыканту-максималисту, всегда пытающемуся дойти до самой сути, мастеру длинных тягучих линий, мучительно рождающихся кульминаций. Симфония Шмидта в исполнении Курентзиса стала настоящим событием — не только музыкальным, но и человеческим.

- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 26113151
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 8412501
- 3. Норильск. Май 1297619
- 4. ЖП и крепостное право 1118466
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 908256
- 6. Не может прожить без ирисок 840283
- 7. Закоротило 838976
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 794988
- 9. Коблы и малолетки 769746
- 10. «Роботы» против Daft Punk 609247
- 11. Затворник. Но пятипалый 513578
- 12. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 446353