Русскую оперу разучились выговаривать – и это по-настоящему большая проблема для театра, который считают оплотом национальной традиции.

Оцените материал

Просмотров: 36659

«Золотой петушок» Кирилла Серебренникова

Екатерина Бирюкова · 22/06/2011
Уже понятно, что спектакль может отпугивать как поклонников по-настоящему радикальных жестов, так и защитников хорошего вкуса. Тем не менее он – удача Большого

Имена:  Кирилл Серебренников

©  Дамир Юсупов / Большой театр

Сцена из оперы «Золотой петушок»

Сцена из оперы «Золотой петушок»

«Дешевка какая-то». Этот злой шепот я услышала рядом с собой в партере на втором спектакле «Золотой петушок» (на первом — премьерном — такого не услышишь, там заведомо более благожелательная или осторожная публика). И стало понятно, что сложная жизнь нового «Петушка» началась.

Казалось бы, какие у него могут быть сложности? Кирилл Серебренников, объявивший, что не будет ставить из последней оперы Римского-Корсакова детский спектакль, нисколько не перечил ни композитору, век назад написавшему жесткую сатиру на взаимоотношения народа и власти (а они, как известно, в России вечные), ни существующей театральной традиции (не забыт еще «Петушок» Дмитрия Бертмана в «Геликоне»). За истекший век для иллюстрации этих проблем поднакопилось немало новой символики, и режиссер (он же вместе с Галей Солодовниковой — автор сценографии и костюмов) виртуозно жонглирует ею, не давая зрителю скучать ни минуты.

На фоне сталинских люстр и барельефов тоталитарно красуется двуглавая птица — петух. Сверху караулят снайперы, снизу шастают кинологи с овчарками, запрограммированно вызывающими живейший интерес в зале. Приехавшие из дружественных республик гастарбайтеры мастрячат картонный официоз, на корточках проводя время между работами по оформлению нескончаемых государственных торжеств. Любовно стилизованные краснознаменные пляски улыбчивых юношей и девушек в военной форме время от времени вплескивают дополнительную порцию счастливого идиотизма. Тандем царских сыновей узнаваем: Гвидон — с ноутбуком, Афрон — с советчиком в псевдорусском кафтане. Ключница Амелфа расхаживает в нарядном костюме секретаря парткома. Мавзолейный караул чеканит шаг, поднимая ногу под прямым углом — да и покойничек тут как тут, уж лежит под своей стеклянной крышкой: это Додон в каком-то беспамятстве наблюдает похороны самого себя. Место действия — Россия. Время действия — то ли последние сто лет, то ли эпоха сорокинского «Дня опричника».

Читать текст полностью

Ссылки

КомментарииВсего:4

  • dolchev· 2011-06-22 18:29:55
    "И стало понятно, что сложная жизнь нового «Петушка» началась."

    И быстро закончится ровно также, как веселая жизнь Воццека на сцене Большого театра. А благожелательная публика на премьерах связана с тем, что билеты на премьеры теперь не продаются, а раздаются бесплатно. В такой ситуации публике можно быть благожелательной, а когда заплатишь хотя бы 500 руб.. за билет за такую пошлятину, становится как-то неприятно за обдуреж - идешь все же в Большой театр, а не в наперстки играть.

    Насчет удачи хотелось бы поконкретнее. Это так постановили считать Золотой петушок удачей ?
  • eldarr· 2011-06-22 19:21:12
    да надоели уже со своей лубочной темой про царей и холопов. что, у режиссеров больше воображения не хватает придумать что-нибудь новое? бездарности!
  • Karl Buratinovich· 2011-06-24 05:39:38
    Хочу на ентого Петуха.

    Верхним комментаторам:

    Нынче такой китч развели во всем нашем царстве-государстве, что никакие наперсточники и лубочные режиссеры уже его не испортят.
    Как густые брови и смачные поцелуи не могли испортить Брежнева, ибо они были его центральными стилеобразующими элементами.

    Наоборот - где лубочный эпос?! Трижды помноженный на Р-К?!
    Где песни на слова Р-Корсакова "Для тебя мы родились и семьёй обзавелись"?!
    Где одноименные массовые хоры вместо ЕГЭ?!
    Больше лубка хорошего и разного!!!
    Все на исполнение хора "Верные твои холопы"!
    Даёшь внеклассное изучение хорика "Если бьют нас, так за дело"!!!

    Кстати, чего это Большой никак не ездит в СПб?
Читать все комментарии ›
Все новости ›