Кризис в оркестре Марка Горенштейна
ГАСО
Читать!
Самой болезненной «японская проблема» оказалась для Государственного академического симфонического оркестра. Поездка намечена на период с 13 мая по 3 июня. Это первые японские гастроли за постсветлановский период, результат длительных и непростых переговоров с японцами, которые невзлюбили оркестр после его трагической ссоры со Светлановым. Можно понять, как не хочется их отменять, тем более в такой, простите за цинизм, медиавыигрышной ситуации.
Понятно, что на Фукусиму никто оркестр не отправляет, но, судя по этому ролику и по перепалке на форумах, трясет его нешуточно. На официальном сайте оркестра полная тишина, не найти ни слова про гастроли. Известно, что оркестрантам было предложено выразить свое мнение по поводу их необходимости, большой процент проголосовал против, после чего было объявлено, что поездка таки состоится и что для всех недовольных «двери открыты». Кто-то, чтобы не ехать, взял отпуск за свой счет, человек десять, а то и больше уволились. Вместо них спешно набирают студентов. Поскольку оперативно найти качественных духовиков сложнее всего (и на них ответственности больше), то вроде пытались договориться с собственными, шеф вызывал к себе по одному.
Заговорили про развал оркестра, который — как минимум благодаря своему громкому имени и президентскому гранту — входит в элиту российских коллективов. Но вообще-то всем понятно, что это история не столько про ГАСО и Японию, сколько про ГАСО и его главного дирижера. Уже много лет главное, чем характеризуется метод художественного руководства Марка Горенштейна, — это нецензурная лексика, крик и хамство, с которыми предложено мириться ради высоких зарплат. И никуда от этого факта не деться, это такая же общеизвестная аксиома, как то, что, например, Гергиев никогда не спит. Но если неспящий Гергиев вызывает скорее сочувствие, то нецензурный Горенштейн — совсем напротив. И именно матом, а не сыгранными симфониями запомнится его эпоха в истории ГАСО. Не позавидуешь человеку, что и говорить.
Ситуация с Японией — лакмусовая бумажка, показавшая абсолютную нежизнеспособность российской системы крепостного оркестрового права, которая в особо утрированном виде присутствует в ГАСО. Потому что без привычки к равноправным переговорам и уважительному отношению главного к каждому участнику коллектива (равно как и уважительному отношению каждого участника коллектива к самому себе) такого рода аномальные ситуации не разруливаются.
Читать!
Ссылки
КомментарииВсего:16
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451747
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343378
- 3. Норильск. Май 1268622
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897682
- 5. Закоротило 822136
- 6. Не может прожить без ирисок 782276
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758956
- 8. Коблы и малолетки 740903
- 9. Затворник. Но пятипалый 471325
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403118
- 11. ЖП и крепостное право 384778
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370501
Будучи абсолютно беспомощным как профессионал, дирижер, он огромным количеством невыносимых репетиций, сходных пыткам, вминает в мозг оркестрантам свой чрезвычайно узкий репертуар, и не дай Бог ему попадется новая партитура – Горенштейна охватывает бесовская паника, и он бросается на подчиненных, будто вурдалак.
Раз в квартал Москва облипает афишами – в Госоркестр опять конкурс: очередная партия артистов выбыла из игры – уволены, сбежали, умерли. За сезон оркестр обновляет состав на треть, из тех, кто пришел за Горенштейном из Молодой России, в свою очередь, выдавив около 40 прежних музыкантов, теперь остались немногие. Горенштейн же ведет планомерную риторику о «возрождении» оркестра – он-де, единственный ученик Светланова, снял распятый мерзавцем Синайским коллектив с позорного креста, воскресил и вот возносит на своих каменных руках на небеса вселенской славы. Начертав теперь имя Евгения Федоровича на своем черном знамени, интересно, помнит ли Горенштейн, что тот выгнал его из оркестра? Или кропотливым самовнушением Марк Борисович вытер эти досадные следы со своих извилин? И не в этом ли заключалось его учение?
Что же совершил Горенштейн с Госоркестром за 9 лет своего «художественного» руководства? Наивысшей его заслугой можно считать многолетнее концертное турне по городам Подмосковья. Здорово, что, наконец, появился повод поговорить о Горенштейне и ГАСО, может быть, дымок скандала на радиоактивном фоне обратит внимание учредителей оркестра на зарвавшегося царька?
Эта публикация нарушает пресловутый бойкот, объявленный критиками Горенштейну 9 лет назад. Не вспомните ли, почему он был объявлен? Кажется, одной журналистке позвонили и пригрозили расправой за нелицеприятный отзыв о Марке Борисовиче.
Настало время прервать черную мессу страха и безобразия, насилия над музыкой и музыкантами, которую истово служит сатанист и кромешный подонок Горенштейн.
Профсоюзы никоим образом делу не помогут, до тех пор, пока не будет какой-то внятной договорной базы регулирующих на ОБЩИХ для всех основаниях отношения между, скажем так, субъектами культуриндустрии. В виде тарифных договоров и прочая. Плюс, при нынешнем регуляторе - Минкульте можно играть в профсоюзы сколько угодно и бестолку, клуб идиотов все равно выкинут какой нибудь кадровый кунстштюк, вроде поручения Госхора престарелому Тевлину или шанс на второй сеанс позора - Синайскому. Бирюкова скромно умалчивает, чья креатура Франкенштейн. Бойкотировать надо было Михал Ефимыча, а не его чад. Очнулись.
Профнепригодных маэстро в Москве - через одного, это всем прекрасно известно, и кабы Франкенштейн был единственным вурдалаком,- кровопийство, бессовестная эксплуатация, серые зарплаты, ноль гарантий при потере работы - это будни русской музыкальной жизни, причем в топколлективах.
Лисс в Екатеринбурге разрулил, на мой взгляд, достойно, так как те, кто не был согласен ехать- не поехали. А Горенштейна, который прилюдно матерится , причём даже в адрес женщин, и немолодых уже, надо бы из оркестра только за это гнать поганой метлой.
"Крепостными были - ими и остались"- spb4, так ли это?
" Возможности чёрного произвола подкреплены неограниченными полномочиями по распределению денежного вознаграждения – основу заработной платы составляют средства президентского гранта, распоряжаться которыми руководитель волен, как хочет, согласно российскому закону" - marbor, по какому такому закону, не подскажете, marbor? Не так давно в одном московском коллективе Музыкант оркестра выиграл суд(!) о незаконном снятии президентского гранта!
"Профсоюзы никоим образом делу не помогут" - prostipoma, очень сомнительное
утверждение! Именно профсоюз и ныне действующий ТК РФ могут что то изменить. Прецедент с Маэстро Понькиным забыли уже? А ведь это высочайшего класса дирижер! Вот ведь ирония судьбы. И какому "делу"? Дела то нет! Повторю вопрос- "Что делать":)
По сути, правовая база, регулирующая трудовую деятельность коллективов отсутствует и потому профсоюз, это декорация.
Гранты, и время это доказало - страшнейшее зло. Вместо прозрачной и ясной системы тарифных классов, как, например, в Германии, произвольная раздача денег тем,у кого круче лоббисты в Кремле или Минкульте, а по сути - поддержание на плаву творческих импотентов и заслуженных и народных старперов, пардон. Госоркестр, оркестр ГАБТа, почти все хоры - яркий пример, что инъекции ни к какому результату не привели. Хористы как на аукционе, кто больше даст, туда и побегут. При том, то результат - это филармонический фарс.
Есть совершенно чудовищная ситуация, что штатных мест, по факту, больше, чем работников. Человек сидит в РНО (даже РНО, я молчу про остальных) и параллельно в оркестре МО, преподает на полных ставках везде, где только можно. Это нонсенс, к примеру, для Зап. Европы, где совмещать профессорскую позицию и игру в оркестре на полных ставках по закону невозможно в принципе.
Есть выход, отправить коллективы из Москвы на периферию, но никто же не поедет подымать искусство в Ульяновск или Барнаул.