Кристоф Эшенбах, Зубин Мета, Галина Вишневская, Наина Ельцина, Гидон Кремер и Глен Гульд
Открытие II Международного фестиваля Мстислава Ростроповича в Москве. Российский национальный оркестр. Дирижер Кристоф Эшенбах
Читать!
Имя Ростроповича — самый главный бренд в российской музыкальной истории второй половины ХХ века. И в сегодняшнем музыкальном мире еще очень много с ним связанного. Вопрос — сумеет ли фестиваль со временем из области воспоминаний рвануть в настоящее? Пока он скорее эксплуатирует прошлое (даже когда лауреат конкурса Ростроповича Энрико Диндо играет написанный Шостаковичем для Ростроповича же Второй виолончельный концерт) — связи, друзей, репертуар. Но это прошлое и впрямь очень богато.
Нынешний фестиваль в свои десять дней уместил несколько значимых событий, так или иначе связанных с Ростроповичем; среди них был даже балет. Собственно музыкальную часть обрамляли две легендарные фигуры, сопоставимые по весу с главным героем. Фестиваль открывал главный дирижер Вашингтонского оркестра (многолетнее место работы Ростроповича) Кристоф Эшенбах, под управлением которого Российский национальный оркестр исполнил неизбежную Девятую симфонию Бетховена. А закрывал его — двумя концертами в Москве и одним в Петербурге — большой друг Ростроповича, пожизненный шеф Израильской филармонии Зубин Мета со своим итальянским оркестром Maggio Musicale Fiorentino. Финальный московский концерт был знаменателен и тем, что сопровождался явлением в Зале Чайковского трех великих гранд-дам прошлого века — Галины Вишневской, Наины Ельциной, Ирины Антоновой.
Вообще, одно из свойств подобных новых, еще не укоренившихся мероприятий — возможность увидеть, как много в Москве самой разной публики. Я, например, попросив у соседей по партеру пролистнуть буклет, впервые в своей жизни получила удивленный отказ. Действительно, буклет — дорогая вещь, что ее давать первому встречному? Еще запачкает. Но этот курьез скорее умиляет — в филармонический зал пришла нефилармоническая публика. Другое дело, что ровно все, что снабжено парадными напутствиями Святослава Бэлзы, она воспринимает с одинаковым довольством. Хотя на самом-то деле все было очень по-разному.
Итальянцы привезли демонстративно широкую программу: здесь и Третий концерт Бетховена (с явно импонирующим им своей брутальностью Денисом Мацуевым), и Концерт для оркестра Бартока, и последняя симфония Моцарта, и Первая симфония Малера. Собственно итальянского в ней было до обидного мало — вердиевские увертюры для затравки, интермеццо из «Сельской чести» на бис. Хотя именно это получается у итальянцев лучше всего.
Сильным разочарованием стал Моцарт — неряшливый, с нечеткой интонацией, с недисциплинированными струнными, какой-то среднестатистический и попросту скучный. Все-таки Москва уже не совсем окраина в плане Моцарта, зачем же нам такого привозить? Последовавший затем Малер, полный светлого, радостного, открытого звука, существенно исправил ситуацию. Итальянцам нашлось куда приложить свою эмоциональность. Была и настоящая венская сладость, и юношеский героизм — правда, без червоточинки и рефлексий, столь привлекательных у этого композитора.
Зато уж чем-чем, а бесконечным и изысканным самокопанием была, как всегда, богата программа Гидона Кремера и его камерного оркестра «Кремерата Балтика». Она сильно отличалась от общего настроя фестиваля — принципиально непарадная, немейнстримная, тихая, воспевающая культуру реминисценций и совсем другого рода оммажей. В общем-то, если честно, программа Кремера, хоть и сыгравшего в первом отделении переложенную для скрипки Виолончельную сонату Шумана, была посвящена вовсе не Ростроповичу, а фактически его антиподу — другому титану ХХ века, Глену Гульду.
Центральным пунктом этой программы был ряд миниатюр из цикла «Искусство инструментовки» (дополнением прозвучала подходящая по смыслу работа Валентина Сильвестрова); последний был придуман Кремером пару лет назад, в более широком варианте уже исполнен в Питере и записан. Это клавирная музыка Баха из репертуара Гульда, которую скрипач попросил инструментовать дружественных ему композиторов (среди которых из «наших» были Леонид Десятников, Александр Вустин, Александр Раскатов).
Причем задача ставилась не диалогизировать с классиком, а вторить ему. То есть и Бах — и не прям уж совсем Бах. Бах без пафоса Тарковского, без агрессии аутентизма, без надмирной идеальности того же Гульда — без всего привычного, что с ним связано.
Закрытие II Международного фестиваля Мстислава Ростроповича. Симфонический оркестр Maggio Musicale Fiorentino. Дирижер Зубин Мета
Читать!
Но это его, Кремера, фирменная позиция. А у фестиваля Ростроповича она, надо думать, все-таки совсем другая.
КомментарииВсего:1
Комментарии
-
Это знаменательное мероприятие - в Москве чем-то напомнило юбилейный Гала-концерт «Михаил Горбачев – человек, который изменил мир» - в Лондоне.
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452084
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343553
- 3. Норильск. Май 1269461
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897875
- 5. Закоротило 822410
- 6. Не может прожить без ирисок 783873
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760821
- 8. Коблы и малолетки 741676
- 9. Затворник. Но пятипалый 472724
- 10. ЖП и крепостное право 408160
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403960
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371243