Барокко – это отмена привычных ограничений, можно не стесняясь хлопать, когда нравится.

Оцените материал

Просмотров: 17671

«Ариодант» Генделя в Зале Чайковского

Екатерина Бирюкова · 01/04/2011
Дирижер Кристофер Мулдс – герой вечера, меццо-сопрано Анн Халленберг – его сенсация

Имена:  Анн Халленберг · Дебора Йорк · Кристофер Мулдс · Лука Титтото · Розмари Джошуа · Хавьер Сабата

©  Денис Вышинский / Коммерсантъ

Анн Халленберг и Кристофер Мулдс

Анн Халленберг и Кристофер Мулдс

​В рамках самого успешно-имиджевого и, казалось бы, не очень профильного филармонического абонемента «Оперные шедевры» состоялась российская премьера «Ариоданта» Генделя. Это второе аналогичное событие после «Орландо» двухлетней давности, которое также представляло собой умную комбинацию из местных сочувствующих музыкантских сил и приглашенных специалистов. И можно констатировать, что получившийся результат оказался превосходен.

Кроме того, вдруг оказалось, что Гендель нам очень близок и дорог. В зале аншлаг, на лицах улыбки, с огромной оперы в три отделения почти никто не уходит. Барокко — это отмена привычных ограничений: можно не стесняясь хлопать, когда нравится, хоть после каждой арии, а их там нескончаемое количество. И публика переполняется почти футбольным азартом. Сидящие в зале музыканты завидуют тем, кто сидит на сцене, — уникальное явление.

Важно, что это не совсем чужая, издалека привезенная драгоценность. Московская часть проекта — оркестр Musica Viva, который, кажется, с музыкой Генделя уже на «ты». Если закрыть уши на валторновые перебои, сопровождавшие арию баса, можно только руками развести — так деликатно, пластично и легко он звучит.

©  Анн Халленберг и Кристофер Мулдс

Хавьер Сабата

Хавьер Сабата

Еще с «Орландо» знакомый оркестру британский маэстро Кристофер Мулдс — настоящая батарейка. Он прямо-таки излучает радостную генделевскую энергию, беззвучно подпевая певцам и подыгрывая в речитативах на клавесине. И очень грамотно собирает весь этот сложнейший пазл под названием «барочная опера», в которой хороший оркестр — это незаметный оркестр. А главное — певцы.

С певцами московскому «Ариоданту» несказанно повезло. В сильном составе, которым мы обязаны куратору проекта, генделевскому фанату и автору OPENSPACE.RU Михаилу Фихтенгольцу, были представлены и два очень разных сопрано (яркая Розмари Джошуа и хорошо знакомая московской публике Дебора Йорк, с инструментальным, чистым, почти детским голосом), и шикарный бас (Лука Титтото), и виртуозный контратенор (Хавьер Сабата).

Но главное, что останется в памяти после «Ариоданта», это шведка Анн Халленберг. Ее колоратурное меццо-сопрано — технически-безгрешное, мягкое, влекущее, богатое; дополненное глубинным проживанием каждой эмоции, будь то радость или, наоборот, полнейшее отчаяние, — стало сенсацией вечера. Внешней эффектности в исполнении Халленберг совсем нет, однако ответные восторги публики были оглушительными.

©  Денис Вышинский / Коммерсантъ

Розмари Джошуа

Розмари Джошуа

Вполне себе женственная и пышнотелая, она, для порядка надев юбку-брюки, исполнила партию заглавного героя оперы, мужественного рыцаря Ариоданта, предназначенную Генделем в свое время для кастрата. Тут нужно в очередной раз упомянуть барочные гендерные условности, к тому же отдаленные от нас неестественными сюжетными хитросплетениями. Хотя в данном случае это оказалось не так уж важно — музыкальная история заслонила собой все остальное.

Сюжет оперы, одной из самых знаменитых у Генделя, написанной в 1735 году, в зрелом возрасте, взят из «Неистового Роландо» Лудовико Ариосто. Попав в козни злодея Полинесса, Ариодант верит клевете о распущенности своей невесты Гиневры и задолго до конца оперы, на горе слушателям, решает свести счеты с жизнью, спев перед этим изумительную арию, исполненную благородной тоски. Но в результате злые козни распутаны, рыцарь чудом выжил и одаряет аудиторию еще несколькими тоннами волшебных колоратур, все кончается хорошо. И благодаря Халленберг нашлась возможность немножко приблизиться к генделевской публике и сполна пережить радость по поводу возвращения — если не бравого героя, то чудесного голоса, исполняющего его партию.

КомментарииВсего:2

  • pv· 2011-04-01 14:58:05
    спасибо. остается только завидовать москвичам. кстати, чем еще из Генделя планируется, гипотетически, угостить?
  • philip-nodel· 2011-04-04 22:45:57
    Осталось добавить к этому ещё и правильный генделевский оркестр, в котором никого не удивят "валторновые перебои" ;-) Не сомневаюсь в гибкости и пластичности Musica Viva, но всё-таки это ещё пока копромисс и полумера - достаточно послушать Генделя в исполнении практически любого известного европейского "аутентичного" коллектива. Впрочем, и в Москве вполне можно было бы пригласить для этой оперы оркестр из исполнителей на правильных инструментах, но видимо, пока в приоритеты кураторов проекта в первую очередь входит подбор певцов, с которыми у нас для барочной оперы и правда туговато...
Все новости ›