Просмотров: 21022
Елена Зубарева: «Ну, дали нам в этом году очень мало денег. Наверное, это пройдет»
Директор Московской филармонии о том, сколько будет стоить отремонтированный БЗК и почему музыкантам предлагают играть бесплатно
— Пошли разговоры, что после реконструкции Большой зал Консерватории поднимает цену на аренду раза в два. Как на это реагирует филармония, его традиционный арендатор?— Для нас это, конечно, проблема. Но нас даже больше беспокоит аренда не в Большом зале, а в Малом и Рахманиновском.
Читать!
— Да. Первые цифры цен на аренду, которые мы получили, повергли нас в состояние, близкое к шоку. Потом мы неоднократно вели переговоры с руководством консерватории, которое пошло нам навстречу, и некоторого понижения цен нам удалось достичь. С Большим залом чуть-чуть легче, там можно заработать на билетах, т.к. там большая вместимость зала.
— Назовите цифры, пожалуйста.
— Сейчас мы договорились о 309 тысячах за один концерт в Большом зале и 92 тысячах в Малом. Но даже эта цена вынудила нас пойти на меру, которую нам очень не хотелось применять — все играют в Малом зале без гонораров. У нас было два варианта — либо обратиться с подобной просьбой к музыкантам, либо не делать там концертов вообще. Для примера: зал аналогичной вместимости — Оркестрион — для нас стоит 25 тысяч рублей.
— Когда консерватория повышает цену, она чем-то это объясняет? Условия, например, стали лучше или еще что-то?
— Я не знаю деталей экономической политики консерватории. Это самостоятельный хозяйственный субъект, и они вправе устанавливать цены на свои услуги.
— В связи с этой ситуацией филармония сокращает количество своих концертов в БЗК в новом сезоне?
— В Большом зале у нас 24 абонемента. Это чуть меньше, чем в позапрошлом, последнем перед реконструкцией сезоне. Естественно, в Зале Чайковского остается больше абонементов, чем было до закрытия Большого зала. То есть в Большой зал возвращаются не все.
— Я знаю, что и для Камерного зала Филармонии вы тоже ищете исполнителей без гонораров?
— Это произошло из-за сокращения финансирования филармонии. И, к сожалению, сейчас нет возможности его увеличить. Конечно, музыкальное исполнительство — это профессиональная деятельность, и она должна оплачиваться, но вот такая у нас кризисная ситуация…
— Много ли нашлось желающих?
— Я не могу назвать ни одного исполнителя, который бы не откликнулся позитивно на эту просьбу. Потом, это, как правило, только один концерт в год — у нас очень хорошие исполнители, и их много. Мы стараемся их представить максимально широко. Так что потеря гонорара от одного концерта в год погоду в бюджете исполнителя не сделает.
— Просто профессия музыканта все больше превращается в благотворительность.
— Не нужно преувеличивать. У нас достаточно хорошо оплачиваются музыкальные коллективы. Профессия артиста оркестра абсолютно спокойно позволяет существовать. С солистами сложнее. Еще сложнее с композиторами. Если исполнитель, в крайнем случае, сядет в оркестр, то композитору-то даже в оркестр нельзя сесть. Все ищут какие-то иные источники дохода. Вот, скажем, у нас редактором Зала Чайковского работала замечательный, на мой взгляд, композитор Оля Бочихина.
— Больше не работает?
— Она уехала во Францию.
— А нет угрозы, что игра без гонорара приведет к снижению уровня артистов, готовых сотрудничать с филармонией?
— Нет. Творческая составляющая осталась на первом месте. Предложение сыграть без гонорара пришло уже после того, как абонементы были сформированы. Повторяю, мы говорим только о малых залах. В малых залах очень дорогие билеты сделать невозможно — их просто не купят. И вообще любители хорошей камерной музыки, а не суперпопулярных исполнителей — это не самые состоятельные люди. Это устоявшийся круг людей, которые привыкли покупать билеты по определенным ценам. Я уж не говорю о том, что люди, покупающие дорогие билеты, в комплексе с музыкальным удовольствием хотят иметь еще какие-то удобства, которых, например, в Малом зале Консерватории нет. Состоятельная публика туда практически не ходит, потому что она хочет выпить чашку хорошего кофе, нормально раздеться и т.д.
— Сокращение финансирования случилось в год конкурса Чайковского, который, получается, съел все деньги?
— Это абсолютно не связано. У конкурса Чайковского свой бюджет, не связанный с филармонией.
— Насколько я знаю, по филармоническим проектам с современной музыкой эта ситуация особенно больно ударила.
— Современная музыка, конечно же, у нас осталась, но в меньших объемах. В основном в Камерном зале. К сожалению, фестиваль «Другое пространство» в этом году мы проводить не будем.
— Чего мы еще лишаемся?
— Не будет в следующем сезоне европейских оркестров. Публика уже привыкла, что один или два оркестра из ведущих мировых мы в сезон представляли. Хотя еще некоторая надежда на Arts Florissants есть. Все-таки это был один из лучших проектов нынешнего сезона. И мы очень хотим привезти их в следующем. Но на самом деле ничего особенно грустного нет. Ну, дали нам в этом году очень мало денег. Наверное, это пройдет. Радует что? Абонементы очень востребованы у публики. С артистами понимание мы так или иначе находим. А если есть артист и есть слушатель — значит, все не так плохо.
— Продажа абонементов уже стартовала?
— На той неделе. И только на третий день кассиры смогли обслужить всех слушателей, которые стояли в очереди. В первый день две кассы работали до половины первого ночи, потом кассирши должны были успеть на метро. А одна кассирша, которую забирал муж, работала до половины третьего ночи.
— Что в первую очередь расхватывают?
— В первую очередь детский абонемент «Сказки с оркестром». Полностью выкуплен абонемент Академического симфонического оркестра с Луганским и Венгеровым. В Большом зале Консерватории самый популярный абонемент «Великие инструментальные концерты» с Луганским, Мулловой, Крыловым и Князевым и с хорошими оркестрами. Традиционно очень популярные абонементы — «Музыка кино», «Брависсимо», «Симфонические шлягеры» — это для слушателей, которые только начинают приходить к нам.
— А электронная покупка абонементов не предполагается?
— Мы думаем об этом уже не первый год. И все время эта картинка — даже лично у меня — не очень складывается. Если мы покупаем электронные билеты на самолет, мы дальше ведь идем с паспортом…
— Но ведь в остальном мире система электронных билетов в залах и театрах как-то и без таких строгих мер работает?
— Вы знаете, наверное, работает. Но там никому не приходит в голову распечатать одно место пять раз и пойти с этим в зал. У нас, к сожалению, по электронному билету возможен только вход в зал с паспортом. А ребенку — со свидетельством о рождении. Озадачить контролеров проверкой паспортов — я плохо это представляю.
КомментарииВсего:29
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3456049
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2346126
- 3. Норильск. Май 1273801
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 899245
- 5. ЖП и крепостное право 853822
- 6. Закоротило 824511
- 7. Не может прожить без ирисок 792461
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 766550
- 9. Коблы и малолетки 745420
- 10. Затворник. Но пятипалый 479469
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 410004
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 375068
Да совершенно логично! Закончил композитор консу - дуй в Макдоналдс. За иным источником дохода. Зарабатывать на то, чтобы раз в год оплатить участие в концерте в Малом зале...
НО: у нас особая, к сожалению, концертная ситуация, диктуемая политикой (а отнюдь не отсутствием таковой) в области образования, науки, культуры и СМИ. Поэтому народ - имею в виду менеджмент той же моск. фил. - вынужден искать варианты.Другое дело, что некоторые инновации бы не помешали-с, удешевив себестоимость концертов. Имею в виду ту же (но не только) продажу электронных тикетов. Аргументация, приводимая директором филармонии в защиту отсутствия электронных билетов, критики не выдерживает. Можно было бы взять студента (причем не самых старших курсов) по информатике, вероятнее всего, любого ВУЗа, и он бы тысяч за 25 отечественных тугриков придумал бы что-то вроде программки с защитой он множественной распечатки и т.п. подобных нехороших вещей. Господи, да просто создать для каждого автоматически генерируемый уникальный код и все! А потом платить этому самому студенту нормальную зп, причем на полставки, в размере хотя бы тех же 25 т.р. И хостинг оплачивать дополнительный, пару-тройку штук, причем рублей, в год (NB). И "Поехали!", - как сказал первый русский космонавт.
Правда, для этого надо менять всю структуру менеджмента распространения билетов, увольнять ряд сотрудников (причем отнюдь не только несчастных билетеров, кои работают подобно героям, но и всяких там, образно говоря, менеджеров среднего-и-не-очень звена), а главное, ломать всю-такую-не-в-меру привычную систему. Это ай-яй-яй. Так же, как и приведенное выше высказывание о "добровольности" согласия артистов на отсутствие $ (к сожалению, аналога по отношению к русскому рублю пока не знаю, ввиду, насколько мне известно, отсутствия такового, поэтому и вынужден употребить некорректный эквивалент, семантически относящий нас к американской валюте).
Но, однако, во многих моментах с г-жой Зубаревой можно согласиться, искренне поддержав моск. фил. и, в принципе, ее руководство в ее проф. деятельности, когда концертное музыкальное искусство в России развивают (в т.ч. и моск. фил.) не благодаря поддержке государства, а вопреки отсутствию таковой. Консерваторию же столичную можно только пожалеть: видать совсем им туго, раз таки расценки даже для моск. фил. установили. Ребята, держитесь. Мы с вами. И государству вы тоже нужны, а не только Вышка с МГУ + СПбГУ и чуть Бауманским. Оно это точно поймет. Лет через 10 - непременно. И еще через 50, что зря по распаду СССР разрушили всю систему музыкального образования и систему художественно-эстетического воспитания. А пока: "Э-эй у-уухнем". Лучше Шаляпин, он больше забирает.
Да, электронные билеты - это тривиально при желании. Можно либо отправлять почтой обычные билеты, либо (раз уж почта в России работает черт знает как) печатать бумажку с уникальным штрих-кодом и сканировать его на входе, без всяких паспортов. Но желания нет...
To il-canone: еще какое простое. Верно, на аренду цену, особенно, в не своих залах не собьет. Но общие расходы может сократить процентов на 15-20, одновременно увеличив приток той, очень большой части публики, которая могла бы заказывать билеты в сети, не связываясь с очередями, толкучкой и прочими прелестями приобретения билетов на концерты классической музыки в РФ.
2. Кто. как не государство должно покумекать, отчего такие нереальные ставки аренды?
3. В такой ситуации надо было бы экономить на себе, но не на артистах.
И Что будет в следующем сезоне?
To il-canone: вот здесь безусловно правы. Не знаю о следующем, но артисты в России во многом бесправны, поэтому их и прижимают, а иногда и откровенно давят (что явствует из интервью). На Западе, кстати, ситуация тоже весьма неидеальна, но у нас, к сожалению, почти фатальна.
А еще можно на мобильный высылать штрихкод и сканировать его с телефона на входе (m-tickets). Но проще, конечно, экономить на музыкантах.
Некоторые бастуют уже много лет - просто избегают сотрудничества с Филармонией.
Страшный позор...
Филармония - уродливое советское учреждение с брежневским слабоумным старушечьим мышлением. Самым верным было бы упразднить это огромное разложившееся тело.
Администрация зала не может быть одновременно хозяином-монополистом концертного зала, фактически единственного в Москве, и в то же время единственным артистическим агентом, тоже государственным.
Было бы правильно разделить эти функции: государство содержит зал, а артисты и их концертные агенты на конкурсной основе предлагают свои программы, сбор с концерта составляет гонорар артиста.
Государственные учреждения - консерватория и филармония доят друг из друга бюджетные средства, и произвольно задирают арендную плату, которая стала самой высокой в мире...
Пока не рухнет советская система в музыке, композиторы и музыканты будут безальтернативно отсасывать.
Строите зал? или предлагаете освоить ракушку в Сокольниках?
:)
Кто сказал директору, что надо будет распечатывать билеты, и что существует опасность их дублирования? Выгнать без выходного пособия!!!
Эта система работает так.
Ты на сайте бронируешь и оплачиваешь билеты, но распечатываешь не сам билет (напомню, что билеты или их бланки - это документы строгой отчетности, их нельзя вот так просто распечатывать на компе), а некую квитанцию на получение билета в кассе, свидетельствующую, что ты билет оплатил и по сути больше нужную даже не филармонии, а самому тебе, чтобы не забыл когда концерт.
Короче, пусть из Московской филармонии позвонят в РЖД и спросят, как продают ж.д. билеты, в т.ч. на самые популярные направления и даже летом в разгар сезона. Элементарная же система и несложное программное обеспечение. И такая ахинея из уст директора. Ужоссс....