Кстати, Лист был первым из артистов, кто завел себе менеджера. Тогда он назывался секретарем.

Оцените материал

Просмотров: 12520

Шоу-бизнес в классической музыке – 2

Марина Аршинова · 24/03/2011
В отличие от Алены Ганчиковой, МАРИНА АРШИНОВА не видит беды в торговле «классикой»

©  Getty Images / Fotobank

Шоу-бизнес в классической музыке – 2
Полемизируя с Аленой Ганчиковой, противопоставляющей шоу-бизнес классической музыке и сетующей на то, что последняя все больше напоминает первую, хочется начать с утверждения, что и там и здесь главное — артист, это и есть конечный продукт, который продают потребителю. В этом смысле и шоу-бизнес, и бизнес «на классике» развиваются по одним и тем же принципам. Это нормально, приятно нам думать о высоком искусстве в таком разрезе или нет.

Никакой принципиальной разницы, распевает этот «продукт» песни под гитару или играет «Хаммерклавир», с точки зрения продвижения его нет и не должно быть. Есть разные аудитории для разных продуктов, но это, как говорит Джулия Робертс в Pretty Woman, «всего лишь география».

Блестящий тому пример — уважаемый Владимир Абрамович Кехман, крупный бизнесмен, человек, далекий от прекрасного, набивший руку на продаже бананов. Несколько лет назад он возглавил умирающий Малый оперный театр в Санкт-Петербурге, переименовал его в Михайловский и шаг за шагом, не боясь ничего и никого, превращает (сегодня это уже очевидно) разложившийся МАЛЕГОТ в оперный театр мирового уровня. Этот факт, как мне кажется, на многое проливает свет и дает колоссальную перспективу и надежду классическому искусству.

Рассуждая о концертном бизнесе, следует вспомнить, что история исполнительства в современном его понимании начинается примерно с середины XIX века, когда артисты стали утюжить Европу гастролями. История сохранила свидетельства странствий по миру получеловека-полудьявола Паганини, энергичного чёса Листа, обмороков поклонниц Венявского. Шопен, кстати, не мог так концертировать: ему пришлось ограничиться окучиванием парижских салонов, так как не хватало репертуара (играл в основном свои вещи), здоровья, да и виртуозности. Он добирал преподаванием игры на рояле дамам и девицам из семейства Ротшильдов и пр.

Паганини и Лист задали планку: гениальная одаренность, адское мастерство, харизма, авантюризм, жизнь на колесах, романтический флер и т.д. Этими же характеристиками до сих пор широкая публика, не разбирающаяся в деталях, но делающая кассу, и судит артиста. Под это сходит всё, от Ванессы Мэй до Ланг Ланга. Людям нравится.

Кстати, Лист был первым из артистов, кто завел себе менеджера. Тогда он назывался секретарем. Этот человек вел обширную переписку Листа, следил за его договоренностями о концертах. Тем не менее современники смотрели на него с иронией, считая это очередной листовской блажью. Иное дело сейчас: первое, что нужно знать организатору концерта об артисте, — это контакты его менеджера.

Шоу-бизнес, сильно младший брат классического исполнительства, в силу массовости, естественно, не в пример прибыльнее, нежели организация концертов классической музыки. Поэтому дерзкие, талантливые и наиболее сильные продюсеры не смотрят в нашу сторону. В то же время опыт Рене Мартена (явное исключение из этого правила), пытающегося перенять некоторые приемы шоу-бизнеса в классическом секторе, указывает вектор возможного развития нашего дела.

Если посмотреть на структуру организации артистов шоу-бизнеса и классического исполнительства, она практически одинакова. Есть артисты-однодневки: в шоу-бизнесе это краткосрочные бизнес-проекты, раскручиваемые по определенной экономической схеме, в «классике» — новоиспеченные лауреаты, которые после победы на конкурсе покатаются так годик-другой и сойдут с большой дистанции, заняв свою нишу. На тех и на других делают деньги. Есть «звезды» ранга Мадонны или Дудамеля. На них не заработать, они сами на всех зарабатывают, но они нужны индустрии как флаг, привлекающий внимание масс.

И далее — все то, что посередине. Не знаю, как в шоу-бизнесе, но у нас не хватает именно этого — качественных артистов с известными именами и сравнительно невысокими гонорарами. На них в общем концертный бизнес и держится, за них идет основная конкурентная борьба среди концертных агентств, с одной стороны, и организаторов концертов на местах — с другой.

И главная проблема сегодняшней концертной жизни — это не «оскудение духовности» и не упорное нежелание публики прилагать усилия для восприятия серьезных вещей, всё это мифы. И не тенденция по превращению классической музыки в шоу-бизнес. Дай бог, как говорится, приблизиться нам к нему хоть чуть-чуть по объемам и влиянию. И, конечно же, не отсутствие денег — по крайней мере, в нашей стране.

Проблема — в недостаточном количестве талантливых, смелых и верящих в успех своего дела продюсеров, таких как вышеупомянутый Рене Мартен. Харизматичных лидеров, опережающих эпоху, — как Гергиев. Бизнесменов, ставящих искусство на рельсы финансовых потоков, — как Кехман. У них-то в основном все получается, без лишних слов и сетований на обстоятельства.

В каждом поколении были личности, идущие впереди. В прошлом поколении это Святослав Рихтер (фестивали), Караян (звуко- и видеозапись, брендирование), Исаак Стерн (фандрайзинг, селекция и выведение на сцену молодого поколения артистов в США) и т.д. В противовес таким «реформаторам», жмущим на газ, есть и «консерваторы», которым отдана педаль тормоза. Они дают точку отсчета, возвращают к изначальности, не позволяют съехать планке. К таким в наше время можно отнести Плетнева, Соколова, Темирканова. В профессиональном мире их особо почитают.

Вот, собственно, и все. А артисты были, есть и будут разные, у каждого свое лицо, своя неповторимая индивидуальность. И работают они по-разному. Березовский дает 200 концертов в сезон, Соколов — 60, Кисин — 40. У каждого своя дорога, свой набор качеств и свои задачи. И свой гонорар. Точно так же, как в шоу-бизнесе.​

Автор - ведущий редактор отдела по связям с общественностью Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:38

  • philip-nodel· 2011-03-25 10:04:42
    В целом - соглашусь с автором, другое дело, что примеры, приведенные уважаемой Мариной не полностью отражают сложившуюся картину того, что происходит с музыкальным бизнесом в России, поскольку это взгляд скорее из Петербурга. Пример с уважаемым Владимиром Абрамовичем Кехманом показателен, но неоднозначен. На мой взгляд, каждый должен заниматься своим делом, а когда директор театра в перерыве репетиции свешивается в яму и спрашивает - "что это там за бабушка на домре?", после чего ему объясняют, что это заслуженная арфистка, а он её тут же увольняет, просто не понравилась - то это уже выходит за рамки. Грамотный менеджмент как раз и состоит в том, чтобы создать комфортные условия не только слушателям, но и исполнителям, тем более работающим у тебя в подчинении. Но этому нашим новорожденным деятелям от музыки (да и многим "опытным товарищам", привыкшим работать в Филармониях по совковым стандартам) ещё только предстоит научится у своих западных коллег, таких как тот же Рене Мартен.
  • philip-nodel· 2011-03-25 16:06:20
    Надеюсь, что дела там и правда пойдут на поправку - пока что со стороны администрации Филармонии желания сотрудничать с новыми агентствами и артистами не наблюдается. Кто-нибудь может мне объяснить безумную аренду за 3 часа использования пусть даже такого замечательного места, как зал Энгельгардта? При этом, Филармония ничего не собирается брать на себя, ни афиши, ни распространение билетов...
  • il-canone· 2011-03-25 18:50:55
    О какой "безумной" аренде идет речь и подо что?
  • il-canone· 2011-03-25 18:58:50
    И если разговор идет об аренде, причем здесь распространение билетов? Это забота арендатора
  • pv· 2011-03-27 11:09:48
    "опыт Рене Мартена, пытающегося перенять некоторые приемы шоу-бизнеса в классическом секторе, указывает вектор возможного развития нашего дела" - не нашего, а вашего, это во-,первых. а во-вторых, не кажется ли нам, что период становления (пусть и на частном примере БЗФ) несколько затянулся ?
  • il-canone· 2011-03-27 11:35:21
    Ну про БЗФ - это отдельная тема, а что представляет собой ваше дело? Интересно было бы узнать
  • pv· 2011-03-27 12:40:04
    вы, мадам, ошибаетесь, тема не отдельная, а центральная для СПб: БЗФ - музыкальное "лицо", т.ск., культурной столицы, на которое последние 20 лет смотришь всё с большней печалью... и скучно и грустно от ваших шоу... а бизнес и вовсе такая пустая и глупая шутка

    (т.ч. продолжаем потихоньку своё педбразовательное дело, на почве, разумеется, и в сфере, стствн)
  • pv· 2011-03-27 14:29:53
    вот апрельская афиша БЗФ.
    1-го: причиталка КАМБУРОВА 2: старичок КАНТОРОВ 3: старушка ЭНТЕЛИС 4: день санации 5: великопостные гимны 6: МЕТА с очередным Малером 7: французский джаз
    8: вечер скрипичной музыки. Джошуа БЕЛЛ скрипка (США) Сэм ХЭЙВУД фортепиано (Великобритания) БРАМС. Соната № 2 для скрипки и фортепиано ШУБЕРТ. Фантазия для скрипки и фортепиано ГРИГ. Соната № 2 для скрипки и фортепиано
    9: всё тот же ДМИТРИЕВ 10: КОРОБЕЙНИКОВ ... 11: Отчетный концерт хоровых
    коллективов Гимназии № 56 12: день здоровья 13: день санации 14: Творческий вечер
    Владимир ПОЗНЕР "Точка зрения" ---- нет, всё, это уже полный абзац
  • il-canone· 2011-03-27 14:39:23
    2pv
    Так и не понятно, при чем здесь к моей статье БЗФ и его репертуар, я высказали свое частное мнение. Ваши анонимные плевки в адрес Малера, энтелис, и дня санации ничего не стоят, поверьте. К тому же вы не ответили на мой вопрос: а сами-то чем занимаетесь?
  • pv· 2011-03-27 16:07:40
    антисемитские "плевки" со своего мундира они, смущенно улыбаясь, оттирают, а иронию в отношении старичка Зубина принимают с шипением в адрес... Малера -- это напомнило анекдот, как на одном концерте молоденького вундеркинда Корто переворачивал у рояля ноты Энеску... вам бы романы писать, мадам, а не заметки, хотя, пора, наверное, уже за мемуары браться
  • philip-nodel· 2011-03-27 18:45:04
    Хорошо, тогда интересно, как должно выглядеть сотрудничество Филармонии с артистом? Если только в виде аренды к примеру того же Малого зала, тогда не понятно за что такие деньги? Бабушки в гардеробе и на контроле получают зарплату, буфет отбивается за счет кофе и бутербродов - так за что мы платим? За акустику? А теперь представьте как концерт в этом зале можно организовать из другого города или страны...

    Давайте рассмотрим другой вариант. Предположим, Филармония сама приглашает артистов, оплачивает дорогу, гостиницу, гонорар, распространяет билеты, обеспечивает рекламу и т.д. Часто ли такое происходит в зале Энгельгардта? Возьмем, к примеру, апрель - что происходит в зале 1, 4, 6, 7, 11, 12, 13, 28, 29 числа? Кто в Филармонии занимается формированием репертуара и связью с артистами и агентствами? Где плоды этой работы, если 9 дней в месяц зал простаивает? Можно, конечно, заломить цену за аренду и ждать, пока кто-нибудь внесет плату за аренду и попробует потом хотя бы выйти в ноль за счет продажи билетов, но что-то не видно очереди из желающих... Где же Ваша пресловутая "торговля классикой", если сама Филармония, к которой Вы имеете непосредственное отношение продолжает работать по советским стандартам?
  • trumpetist· 2011-03-27 19:21:41
    Эх, работникам наших филармоний лучше на людях не показываться - пусть сидят в своих коморках и думают, что у них все хорошо. Стыд и срам сплошной.
  • il-canone· 2011-03-27 19:44:05
    Спасибо за чудные толковые комменты, совершенно не понимаю, кто вы все такие, подозреваю - в этом все дело, но неважно, мне любые читатели подходят, все, как говорится, в дом.
    2philip-nodel
    Как вы понимаете, я имею малое отношение к правилам, устанавливаемым на проведение арендных концертов. что попалась вам под руку, и если вы хотите со мной посоветоваться по конкретному случаю (буду рада, если удастся помочь), пишите в
    личку без стеснений.
  • pv· 2011-03-28 14:34:14
    "совершенно не понимаю, кто вы все такие" --- надо же, ощущение совпало ! успехов вам всем "на поприще"
  • bf· 2011-03-28 14:52:33
    При всем скептическом отношении к автору статьи, не понимаю, чего все на нее накинулись. СПб Филармония, конечно, богадельня, и тут я присоединяюсь к Филиппу Ноделю, но Марина-то при чем, она там просто пиарщица. Лучше бы статью обсудили.
  • Rheingold· 2011-03-28 20:27:58
    а что статью обсуждать, если ее написала пиарщица филармонии - далеко не образцового заведения по части талантливой "купли-продажи" классической музыки...пусть лучше наладит дело в своей богадельне, а не отвлекается и не смотрит по сторонам, к примеру, в сторону соседа Кехмана, покупающего всех и вся, к тому же в его вотчине тоже не без серьезных проблем...
  • alfredo· 2011-03-29 15:06:33
    "..но у нас не хватает именно этого — качественных артистов с известными именами и сравнительно невысокими гонорарами." для надо что-бы этим артистам было интересно приезжать в тот же БЗФ и играть за маленький гонорар. Да таких и не мало. Просто их не зовут туда. А смотреть афишу филармонии стало просто стыдно. Один Мета ничего не меняет. Кроме Темирканова и Дмитриева, там некого слушать. Госпожа Аршинова просто не владеет информацией того, что происходит сегодня в Европе. А как же публике тогда выбирать, если люди работающие в филармонии понятия не имеют о том что происходит в музыкальном мире европы.
  • karambolina· 2011-03-29 15:50:56
    организация концертов не входит в мои обязанности, я занимаюсь пиаром уже организованных концертов. Но если вы знаете артистов с разумными гонорарами, имена которых известны в Спб и способны собрать зал, то я обязательно передам эти имена в наше концертное управление. А если эти артисты очень хороши с вашей точки зрения, но у нас не известны и зал не соберут при той рекламе, которую позволяет делать бюджет (ведь дополнительных средств нет), то это уже другая история.
  • pv· 2011-03-29 16:08:20
    вот вам на вскидку имя: Аркадий Володось, капризничать из-за бабла не будет, но к нему нужен как раз "подход", тогда с удовольствием сыграет хоть в БЗФ, хоть в МЗФ, и не только Листа или Рахманинова, но и любимых испанцев, включая современных авторов, о которых мы тут, в своей КС, и слыхом не слыхивали... правда, у него все расписано на 3 года вперед
  • karambolina· 2011-03-29 16:30:05
    шутите? у володося колоссальный гонорар
  • pv· 2011-03-29 16:41:53
    значит, "подходом" не владеете, о чем вам всем мы тут говорим... всего доброго
  • trumpetist· 2011-03-29 16:45:02
    Не думаю, что у Меты и Темирканова маленькие гонорары. Вообще, пока Питер будет бояться Курентзиса - все это будет напоминать песочницу ("не играй в мои игрушки и не писай в мой горшок"). Кстати, полный зал гарантирован.
  • karambolina· 2011-03-29 17:18:55
    2pv, вы просто не в теме, володось нигде свой гонорар не уменьшает.
    2trumpetist не хочу вас расстраивать, но питер был и до курентзиса не песочницей, и после него как-то выстоит. это, заметьте, мое личное мнение
  • trumpetist· 2011-03-29 17:38:54
    Конечно выстоит, не сомневаюсь! Просто жалко и странно, что такой музыкант (а он ведь прекрасный музыкант) в Питере не бывает. Мне вот приходится искать возможность куда-то выехать его послушать - и я не один.
  • alfredo· 2011-03-30 04:28:54
    Только не надо нам предлагать вашего курентзиса. Оставьте его Москве, в которой все сходят от него с ума. Он просто результат деловой московской раскрутки. Просто больной человек, и ничего общего с музыкой ни тем более с Петербургом не имеющий. Слава богу ни Гергиев ни Темирканов его не жалуют в своих вотчинах.
  • pv· 2011-03-30 05:19:47
    эх, альфредо! а ведь как все славно начиналось...

    слушатель должен быть един!)
  • il-canone· 2011-03-30 09:08:14
    2pv
    Вы комментируете во всех разделах; не видя спектаклей, не читав книг, не зная исполнителей, вы однообразно и неуважительно высказываетесь обо всем, часто переходя грань приличий. На модерируемом форуме вас бы отправили в режим чтения на пару дней. Очень надеюсь, что на OS примут решение о независимой модерации комментов. Это вопрос самоуважения ресурса
  • il-canone· 2011-03-30 09:10:55
    2alfredo
    Ждем ваших предложений по артистам, отвечающим вышеозначенным условиям
  • vantz· 2011-03-30 11:40:44
    to iil-canone
    "...Очень надеюсь, что на OS примут решение о независимой модерации комментов. Это вопрос самоуважения ресурса..."
    Так вроде она и так существует - вот мой комментарий по поводу, как бы это сказать, чрезмерной развязности глубокоуважаемого bf удалили и этот дурацкий антисемитский выпад против Вас тоже.
    "Самоуважение ресурса", как мне кажется, от этого никак не увеличивается, поскольку в любом случае каков поп, таков и приход. Нужно просто публиковать грамотные и умные статьи, тогда и комментарии будут соответствующие. Вот это действительно можно было бы назвать "самоуважением ресурса".
  • karambolina· 2011-03-30 13:33:51
    Взять, к примеру, блог Бориса Акунина. Вот этот человек уважает себя и свой труд. У него там сидит модератор full time, есть требования к тем, кто хочет добавиться в друзья и взаимно, и т.д. Приятно посмотреть. Потому что Акунин не хочет превращать свой блог в сточную яму. А то только волю дай....
  • vantz· 2011-03-30 15:05:50
    to karambolina

    Если нужен full-time moderator для непрерывной очистки от мусора, значит этот блог уже и есть "сточная яма", поскольку люди несут мусор именно в такие места. Наличие активного модератора в данном случае эквивалентно своевременному вывозу мусора со свалки, чтобы она могла функционировать нормально. Это очень полезно, но мусорная свалка от этого не перестает быть мусорной свалкой, просто это хорошо работающая свалка.
    Примером ресурса, который НЕ является "сточной ямой", будет такой сайт/блог, где модератора как раз нет, а тем не менее мусора тоже нет. Для того, чтобы создать такой ресурс, необходимо, чтобы его содержание было интересное и умное. Тогда и комментарии будут по делу и ругани не будет. А если к бессмысленному наполнению сайта добавить круглосуточного цепного модератора, то это все равно будет мусорная свалка. Только хорошо работающая.
  • karambolina· 2011-03-30 15:15:27
    люди несут мусор посвюду, где ходят. эту ситуацию нужно предусматривать
  • vantz· 2011-03-30 16:15:50
    Люди НЕ несут мусор повсюду. Люди несут мусор туда, где его уже и так навалом. Не забивайте свой сайт мусором сами и люди не будут его Вам носить.

    Набиваете сайт желтыми глупостями и стекаются сумасшедшие, набиваете бессмысленным набором слов и в комментариях, естественно, сплошной флуд, а если пишете дельные мысли и интересные суждения, то и обсуждение будет насыщенным и продуктивным. На зеркало пенять бессмысленно.
  • karambolina· 2011-03-30 16:42:00
    разве ваш последний коммент - не лучшее доказательство этого тезиса?
  • vantz· 2011-03-30 16:49:47
    Не очень понимаю о каком именно тезисе Вы в данном случае говорите, но мой последний комментарий, как и все предыдущие чужие и мои комментарии к данной статье, может служить хорошей иллюстрацией того, что, извините за солдатскую прямоту, пустая и бессмысленная статья рождает пустое и бессмысленное обсуждение. Или посторонние разговоры, пусть даже и небезынтересные.
  • karambolina· 2011-03-30 17:25:52
    вы рассержены
  • vantz· 2011-03-30 18:05:13
    Нисколько. Почему Вы так решили? Я просто стараюсь извлечь хоть какое-то рациональное зерно из этой беседы, раз уж я в нее встрял. Поскольку я не вижу смысла, точнее не вижу возможности, продуктивно обсуждать данную статью, то мне кажется, что стоит хотя бы поговорить о том, какие должны быть статьи, чтобы их можно было продуктивно обсуждать. Что я и пытаюсь делать с Вашим любезным участием.

    Автору статьи (и Вам тоже, если я правильно понял) не нравятся комментарии к ней и вы хотите ввести репрессивные меры по отношению к комментаторам. Мое возражение сводится к тому, что таким способом можно максимум задавить "плохое" обсуждение, но никак нельзя создать "хорошее". С тем же успехом можно вообще отключить возможность комментирования.
    Правильный путь, на мой взгляд, состоит в том, чтобы повышать уровень статей, которые как-никак задают уровень дискуссии. Вы, по-видимому, считаете, что, например, (о, как классно получилось - запятые после каждого слова) обсуждение данной статьи "ниже" уровня самой статьи, а я убежден в том, что уровень обсуждения абсолютно точно соответствует уровню статьи. Статья ни о чем и обсуждение тоже ни о чем. Была бы статья осмысленная, так и обсуждение было бы осмысленным.
  • Watson· 2011-03-31 15:58:08
    Во-первых, это не мнение, а позиция должностного лица.
    Во-вторых, с каких пор Филармония - это "место для срубания бабла", ничем не в этом плане не отличаюшееся от ночного стрип-клуба?
    А как же просветительская функция? Или БЗФ втихую приватизировали?
    Если так, то и комментировать нечего.
    Бабло опять победило :(
Все новости ›