Это не деловое профессиональное сотрудничество дирижера с коллективом, а та самая химия, за которую Курентзиса и обожают, и ненавидят в России.
Просмотров: 19072
Cosi fan tutte под управлением Теодора Курентзиса в Баден-Бадене
Если вдуматься в то, что дирижеру из России доверен Моцарт, а совсем даже не Чайковский, то обнаруживается некая смена координат
Фестиваль в Баден-Бадене, одном из самых старых, респектабельных и с давних времен сильно русифицированных европейских курортов, в последнее десятилетие ассоциировался прежде всего с Валерием Гергиевым и его труппой. В частности, именно здесь в 2004 году произошло историческое событие: впервые в Германии было показано русское «Кольцо» — тетралогия Вагнера из Мариинки, потрясшееЧитать!
На вот уже второй сезон в Баден-Баденском фестивале участвует еще один маэстро из России — Теодор Курентзис, биография которого, помимо греческого происхождения и питерского образования, осложняется перемещениями по необъятной и никому тут не известной российской провинции. В прошлом сезоне, когда он делал здесь «Кармен» и показывал свой коллектив Musica Aeterna (исполняли «Дидону и Энея» Перселла), было выучено слово Novosibirsk. Теперь актуальнее Perm (научиться отличать Сибирь от Урала — это следующая задача, причем не только для немцев, но и для москвичей).
Самый масштабный проект нынешнего фестиваля — постановка оперы Моцарта Cosi fan tutte («Так поступают все женщины») под управлением Курентзиса. Если не забывать, что Курентзис воспринимается именно как человек из России («родившемуся в Афинах дирижеру Россия стала родиной», — сообщается в буклете), и вдуматься в то, что ему доверен Моцарт, а совсем даже не Чайковский, то обнаруживается некая смена координат.
Как и в прошлогодней «Кармен», в его моцартовской постановке задействованы оркестр и хор, созданные в начале 90-х годов прошлого века немецким дирижером Томасом Хенгельброком и названные в честь знаменитого архитектора эпохи барокко и рококо Бальтазара Ноймана. Balthasar-Neumann-Chor / Ensemble занимаются тем, что называется исторически достоверным исполнительством, и, судя по всему, они с Курентзисом нашли друг друга. Это не деловое профессиональное сотрудничество дирижера с коллективом, а та самая химия, за которую Курентзиса и обожают, и ненавидят в России.
В Баден-Бадене среди публики никаких эксцессов, впрочем, не наблюдалось. Зал на две с половиной тысячи мест (с отличной акустикой, где можно позволить любое пиано) полон не под завязку, но Курентзис, этот удивительный сибирский грек, ловко управляющийся с «прибароченным» им Моцартом, явно в любимчиках. И совершенно безошибочно публика угадывает главное сокровище — пластичное, тонкое, чувственное музицирование дирижера с исполнительницей роли Фьордилиджи — французской барочной певицей Вероник Жан (Veronique Gens), которая поддается желаниям маэстро, будто кобра факиру. Ее сольные номера — тихие кульминации спектакля, которые публика слушает затаив дыхание и провожает долгими овациями.
Еще один козырь постановки — молоденькая немка Мойца Эрдман (Mojca Erdmann) в роли служанки-сводницы Деспины, восходящая звезда Deutsche Grammophon, обладательница точного сопрано и точеной фигурки, очень подходящей для той непростой задачи, что придумал ей постановщик спектакля. Немецкий режиссер Филипп Химмельман (Philipp Himmelmamn), не имеющий статуса модного бунтаря, но очень востребованный в Германии и за ее пределами, вместе со сценографом Йоханнесом Лайакером (Johannes Leiacker) поставил красивый, динамичный спектакль, где секс оказывается врагом любви, да и вообще нормальных человеческих отношений. Главный визуальный символ — стоящее посреди свежевспаханной сцены (своей посконной грязью она постепенно пачкает идеально белые одежды персонажей) цветущее яблоневое дерево; в начале оперы Деспина грызет сорванное с него уже зрелое яблоко — ничего хорошего из этого, ясное дело, не получается.
Ключевой момент в спектакле — финал первого действия, элегантнейшая сцена на грани группового секса. Заводила — Деспина, переодевшаяся в нешуточно соблазнительную медсестру-стриптизершу (первая часть этой профессии даже не очень противоречит тому, что происходит у Моцарта и его либреттиста Лоренцо да Понте). Ей вовсю помогает симпатяга с подтянутым торсом Дон Альфонсо (Константин Вольф — Konstantin Wolff). Именно чувственное любопытство, неловкие потуги раскрепоститься и получить удовольствие, которое доступно Деспине, побуждают Фьордилиджи и Дорабеллу (Сильвия Тро Сантафе — Silvia Tro Santafe) поменяться бойфрендами — Гульельмо (Штефан Генц — Stephan Genz) и Феррандо (Стив Давислим — Steve Davislim).
Читать!
Судя по новым планам Курентзиса и пермского руководства, в начале следующего сезона этот спектакль переезжает в Пермский театр оперы и балета.
КомментарииВсего:3
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452052
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343538
- 3. Норильск. Май 1269334
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897848
- 5. Закоротило 822374
- 6. Не может прожить без ирисок 783740
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760622
- 8. Коблы и малолетки 741604
- 9. Затворник. Но пятипалый 472593
- 10. ЖП и крепостное право 408150
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403875
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371139
Тише, тише, милая Шарлотта... Успокойтесь, Катя... Меньше пены...
Кириллу Петренко доверили Кольцо в Байройте (не в Бейруте!) и, как говорят, решили доверить Баварскую оперу, где не только Чайковский.
Владимир Юровский давно и плотно в Глайндборне (да и в Лондоне тоже) -- это, согласитесь, будет все же породистей баденского Фестшпильхауза с его серовоородными испарениями, анилиновыми старушками и их омерзительными Хельмутами Бергерами. Так что, координаты сменились давно, мы/Вы опять проспали.