Одно никем не оспаривается: название оперы точно принадлежит Гофмансталю.

Оцените материал

Просмотров: 21736

Выставка к 100-летию «Кавалера розы» в Вене

Алексей Мокроусов · 04/01/2011
Все, что вы хотели узнать про самую популярную оперу ХХ века

Имена:  Рихард Штраус

©  Österreichische Nationalbibliothek

Рихард Штраус и Гуго фон Гофмансталь. 1914

Рихард Штраус и Гуго фон Гофмансталь. 1914

«Кавалер розы» считается самым популярным произведением ХХ века, причем не только в немецкоязычном театре, где эта опера является чем-то вроде «Евгения Онегина» для России, но и в мире вообще. Только в этом году ее показали более ста раз в 17 театрах планеты. В России и СССР, судя по всему, «Кавалера розы» ставили лишь однажды – это сделал Сергей Радлов в 1928 году в Ленинграде (следующая премьера намечена в Большом театре на конец марта 2011 года; дирижер Василий Синайский, режиссер Стивен Лоулесс).

©  Carl Ellinger / Österreichische Nationalbibliothek

Гуго фон Гофмансталь

Гуго фон Гофмансталь

26 января 2011 года исполнится сто лет с того дня (скорее даже вечера), когда ее впервые исполнили. Это произошло не в Вене, а в Дрездене, что кажется странным: самый венский из всех либреттистов Гуго фон Гофмансталь, создавший вместе со Штраусом именно что венский шедевр (действие оперы происходит в столице Австро-Венгрии). Домашнего режиссера дрезденского театра Георга Толлера, явно не справлявшегося с задачей, в последнюю минуту сменил великий Макс Рейнхардт. Мода на «Кавалера» была настолько велика, что вскоре после премьеры из Берлина пустили дополнительные поезда в Дрезден, чтобы справиться с наплывом публики (билеты, впрочем, были все равно распроданы на недели вперед). Она не только была тут же поставлена во всей Европе, от Будапешта до Милана, но и породила волну пародий, в том числе стихотворных, на размер Гофмансталя, были даже выпущены папиросы «Кавалер розы».

В Вене премьера прошла в апреле того же года. Там наконец-то появился певец, удовлетворявший требованиям композитора: бас Рихард Майр надолго стал образцом для всех исполнителей партии барона Окса.

Выставка к столетнему юбилею оперы, открывшаяся в Австрийской национальной библиотеке, – из разряда «мал, да удал». Экспонатов немного, но не количество произнесенных слов определяет информативность высказывания.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • il-canone· 2011-01-10 18:25:32
    Мне нравится, спасибо
Все новости ›