Ответ композитора Дмитрия Курляндского
Для музыкантов вопрос, вынесенный в название, актуальнее, чем для представителей любых других творческих профессий. И отсутствие «железного занавеса» его только обостряет. Неразвитой отечественный рынок классической музыкиЧитать!
У академического композитора есть несколько способов прокормить себя – прикладная музыка, преподавание и собственно композиция.
Самая удаленная точка приложения, как ни странно, это музыка для театра, кино, телевидения. Образовательный ценз здесь настолько низок, что зачастую приходится конкурировать с людьми, консерваторий не кончавшими. Чаще всего безуспешно – еще на предварительном, отборочном этапе. В прикладной музыке нужны не творцы, а исполнители. Композиторов, успешно совмещающих академическую музыку с активной прикладной деятельностью, довольно мало: как правило, одно идет в ущерб другому.
В России в последнее время вообще крайне редко можно услышать приличную музыку в кино или по телевидению. Будь то фильм по Достоевскому или по Марининой. Отсутствие музыкальной культуры заметно снижает и планку нашего кинематографа. Одно тянет за собой другое. И не все кинематографисты отдают себе в этом отчет. Сам я несколько раз работал в кино («Натурщица», «Обреченные на войну») и в театре («Барабаны в ночи» в Et Cetera). Не без интереса. Но и не скажу, что доволен результатом. Это совсем особенная деятельность, которая отнимает много сил и времени, при этом очень далекая от свободной композиции. Так что если и браться за нее, то только в случае, если тебе по-настоящему интересен сам фильм или спектакль. А такое крайне редко случается...
Преподавание. В Европе это самый распространенный способ заработка для композитора. Каждая провинциальная консерватория надеется заполучить себе профессора, имеющего солидный международный авторитет. Чем известнее композитор, тем больше шансов, что в консерваторию потянутся студенты со всего мира, активизируется и разнообразится концертная жизнь.
Однако в России преподавательский состав укомплектован десятилетия назад, а это значит, что в первую очередь ценится не реальная профессиональная состоятельность, а соответствие определенным эстетическим ориентирам, выработанным в эпоху, когда за правильную музыку получали квартиры, а за неправильную – отправляли в пожизненную «фольклорную экспедицию» (вспомнить хотя бы Мосолова). Система давно лопнула, а ориентиры продолжают передаваться по наследству.
Но про наше образование я уже однажды писал. Мне в этой нише места не нашлось и вряд ли найдется. Хотя только за последний год меня приглашали читать лекции в Беркли и в Париже.
Остается непосредственно композиторское творчество. Здесь композитор может обеспечить себе более-менее сносное существование, имея в год три-четыре крупных заказа на большие ансамблевые или симфонические произведения или одну оперу. Если к этому прилагается активный концертный график и регулярные радиотрансляции, то и авторские сборы могут оказать заметную помощь. Но для этого нужна работающая система композиторских заказов и активный интерес радиостанций к современной музыке. В России ни того ни другого не наблюдается.
О том, какой может быть система заказов, я с коллегами уже писал (статья в «Российской газете»). Писал и о том, что именно необходимо для обеспечения нормального функционирования такой отрасли культуры, как современная музыка. Реакции никакой пока не последовало. Хочется верить, что «пока».
Имея в виду все сказанное выше, мне крайне сложно ответить на вопрос, почему я живу в России...
Вся моя достаточно активная профессиональная жизнь связана с Европой. Я регулярно получаю заказы от европейских ансамблей, фестивалей и институций, заинтересованных в моих новых работах. Многие радиостанции (только из последних – в Канаде, во Франции, в Германии, в Норвегии) посвящают моей музыке специальные передачи, на многих других радиостанциях периодически звучит моя музыка (кстати, не помню, когда это было последний раз в России, кажется, в 2007 году). Каждый раз после эфира я получаю письма от музыкантов с предложениями сотрудничества и просто от любителей музыки из разных концов мира, в которых они выражают интерес к моему творчеству. Уже сейчас у меня запланированы премьеры до конца 2012 года. И все это при том, что мой музыкальный язык далеко не демократичен и чаще входит в конфликт со слушательскими ожиданиями, чем отвечает им. Я допускаю, что светлая полоса может когда-то смениться темной, но по крайней мере мне уже будет о чем вспомнить в менее благополучную пору...
В России ситуация совсем иная. Вот показательный пример: недавно встречаю уважаемого профессора Московской консерватории – узнал, разулыбался, спрашивает: «Как дела, чем занимаетесь, музыку не бросили?»
И тем не менее я не уезжаю. Соображения мною движут следующие: музыку мне заказывают, исполняют, на концерты приглашают. Какая разница, где я буду сидеть за столом, работать – в Антарктиде, Берлине или в подмосковном лесу? Хотя европейская прописка, безусловно, позволила бы мне пользоваться широкими возможностями для получения творческих резиденций, государственных и муниципальных стипендий, грантов и проч., так что, остановив свой выбор на подмосковном лесу, я уже кое-чем пожертвовал.
В перерывах между работой я пишу открытые письма, пытаюсь всеми силами помогать тем немногим явлениям, которые у нас держатся только на энтузиастах-одиночках. Например, Московскому ансамблю современной музыки – коллективу с мировым именем, двадцать лет существующему на жалкие подачки с «большого культурного стола» страны, за которым дозволено питаться лишь нескольким особо приближенным к первым лицам. Столько энергии, сколько потратил я на биение лбом о стены отсутствующей системы, в Европе, как показывает опыт моих зарубежных коллег, могло бы привести к заметным результатам – приятным мне и полезным окружающим.
Я не останавливаюсь потому, что мне кажется, что своим присутствием я могу кому-то что-то доказать. Доказать, что композитор может быть кому-то нужен, что современная музыка не фантом, а активная часть нашей культуры. Поэтому же не останавливаются Владимир Тарнопольский, крупнейшая фигура современной русской музыки (он добился для своей Студии новой музыки мизерных зарплат и ставок в консерватории – о большем и мечтать не приходится); Юрий Каспаров, создавший Московский ансамбль современной музыки; Виктория Коршунова, одна заменяющая целый штат какого-нибудь трехэтажного центра современной музыки; Борис Филановский, ворочающий валуны в Питере; Олег Пайбердин, пробивающий филармонический асфальт; Игорь Машуков, прорубающий окно из Перми в Европу...
Читать!
Один из персонажей Хармса, увидев из окна трамвая, как некая дама, перелезая через забор, зацепилась за гвоздь – и ни туда и ни сюда, от желания помочь выдавил себе языком два передних зуба. На выдавливание зубов и обречена сегодня деятельность одиночек-энтузиастов от современной музыки. Наверное, я остался в России, потому что люблю Хармса...
Записала Екатерина Бирюкова
КомментарииВсего:52
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3443940
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2338331
- 3. Норильск. Май 1268309
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897623
- 5. Закоротило 822033
- 6. Не может прожить без ирисок 781760
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758208
- 8. Коблы и малолетки 740687
- 9. Затворник. Но пятипалый 470795
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402824
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370287
- 12. Винтаж на Болотной 343168
просто из твоего ответа следует скорее нечто непроговоренное – напр., "я тут привык" или "мне не хочется в неизвестность" или, допустим, разные личные вещи – нежели реальные аргументы в пользу того, чтобы не уезжать
текст, действительно, суховатый - будто какие-то "органы" попросили биографию изобразить для включения её в отчет о проделанной ими работе за неопределенный период... и как-то печально всё это написалось (читалось)
to pv - дык веселого мало вообще-то...
(Кстати, я тут не приводил никаких аргументов в пользу того,чтобы уезжать.)
Конечно, у нас мало ансамблей современной музыки. И причина именно в этой "современной музыке", частью которой является автор данной статьи. Исполнители бегут от подобной музыки как от огня, приходится создавать специальные ансамбли. Особенные, типа.
В том году было 6 концертов плюс 2 лекции в РФ (из 36 всего по миру, не считая театральных проектов)
в этом планируется пара проектов тоже. Плюс членство в жюри "Золотой маски", в музыкальном жюри которое просто обязывает меня присутствовать в родном городе))
Я очень люблю Берлин, здесь близкие мне люди, мало фашистов, есть о чем поговорить с коллегами, и что послушать, дешево, чтистый воздух и в метро не толкаются. Но и Москву покидать тоже не собираюсь.
И я думаю (возвращаясь к теме статьи) , что подобная модель будет все более и более распространенной. Если мне позволят быть Кассандрой, ни один из тех, кто в 2005 году планировал здесь культурную революцию (включая Митю) в России не останется, но работать на Родине, пока это возможно, будут все.
Трудно не согласиться. Только если не будет культурной революции, то где работать? Ну ты в жюри, в театре по знакомству, а другие что?
Что касается того, что "негде работать" - ну так это и есть та ситуация, которую Митя описывает, и которую мы пытаемся все вместе преодолеть (и ты тоже). Или?
"Я считаю, что у нас никакого хода нет, если мы сохраним эти несколько корпораций, которые не просто применяют силу и приватизировали ее, а продают свои услуги, в том числе в политических целях. Я думаю, в ближайшее время мы столкнемся с их прямой активностью. Я уверен в этом. Я уверен, что в ближайшее время вы увидите то, что даже и не предполагали увидеть. Я думаю, что по мере приближения к 2012 году нас ждут и убийства, и крайне жестокие проявления насилия, в том числе и со стороны преступных кадров, которые содержатся в силовых структурах. Сами они не смогут с этим справиться, значит, нам придется им помочь справиться с этим. Либо можно отойти и уехать, эта возможность остается. А как иначе? Я вот не согласен жить с людоедами в одной комнате, а у нас в аппарате людоеды. У нас есть людоеды, причем в случае либерализации эти людоеды, сперва скормив вам самых безопасных из своего окружения, окажутся министрами, и дальнейшее даже не хочется себе представлять. Я ведь это тоже видел, поэтому надо их остановить. А что, их нельзя остановить?"
в прошлом году слушал выбранные сочинения, получившие Маску, одно из них по Солженицыну... Такой отстой надо было еще поискать.
Начальство плохую оперу написало, угу :)
"Сергей, как пытаетесь преодолеть? Ты что-нибудь сделал не для себя, сразу прошу прощения за такой наезд :-)?"
Олег, наш МАСМ очень благодарен Сереже Нескому (и нескольким другим композиторам) за ту помощь, которую он оказывал и оказывает нам - без них наша жизнь была бы намного скучнее. Особенно ценно то, что они ничего не требуют взамен!
Уважаемая Виктория здесь мне не хотелось бы расшифровывать то, что Вы имеете ввиду, когда пишите "Особенно ценно то, что они ничего не требуют взамен!". Намек понят.
P.S. Раз уж Вы нашли время написать сюда, то, может быть, сообщите все-таки состав МАСМ, который поедет в Екатеринбург в апреле. Поверьте, это очень важный вопрос для меня, на который, к сожалению, Вы не захотели ответить.
С уважением,
Олег
Музыки "великих" и "всемирно признанных композиторов"- отечественных "сподвижников", здесь присутствующих - не слышал (честно говоря, и желания особого не испытываю слушать современный "сетевой авангардизм"), поэтому объективно могу сказать, что pv - её, "современную" музыку - точно не пишет, либо пишет, но никому об этом ничего не говорит)). Остальные, судя по качеству мыслей в комментариях и способах их изложения - мало интересны с точки зрения творчества и довольно скучны - здесь я полностью согласен с andreyborisov)) .
Но на музыку pbrdn, судя по его комментариям - я бы поставил: они искренние, непосредственные, человек - в поиске: ищет правду и справедливость - за что его, "гадкого утёнка", "великие метры" поклёвывают-пощипывают, осаживают - не суй свой нос - слишком много хочешь знать)).
Кстати, Екатерина Бирюкова очень даже неплохо записала искренние признания Дмитрия Курляндского. Получилось жалостливо и даже патриотично - и представилось, будто сидит в своей подмосковной фазенде на простой табуретке за простым письменным столом простой русский композитор и сочиняет музыку с думой о простом народе - и о том, как они взаимно будут друг друга любить)). На музыку Дмитрия я бы тоже поставил, но при условии, что он - выйдет из "сетевого авангардизма"))