Для артистов на сцене присутствие зрителя – это фундаментальный компонент

Оцените материал

Просмотров: 10695

Кристоф Винкель: «Иногда на экране видишь те вещи, которые из зала не видны»

Екатерина Бирюкова · 01/12/2010
Директор телеканала Mezzo – о неэлитарности классической музыки

Имена:  Кристоф Винкель

©  Дамир Юсупов

Кристоф Винкель

Кристоф Винкель

Mezzo — уникальный французский телеканал, который существует с 1996 года и заполняется только классической музыкой, джазом, балетом и современным танцем. Недавно на нем впервые состоялась прямая трансляция оперы из Большого театра — «Воццек» Альбана Берга в постановке Теодора Курентзиса и Дмитрия Чернякова. С директором канала Кристофом Винкелем встретилась ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА.


— Я с удивлением узнала, что из 16 миллионов подписчиков канала Mezzo 1 миллион находится в России. Это как-то очень противоречит устоявшемуся на нашем телевидении мнению, что классическая музыка никому не нужна.

— Да, Россия, конечно, это очень важная для нас территория. Для сравнения: у нас примерно два с половиной миллиона подписчиков во Франции. По правде говоря, мы убеждены, что классическая музыка не должна быть только уделом элиты. Очень много людей говорят: «Ну, классическая музыка — это сложно, пойти на концерт — это только для посвященных, это не для меня». Но наш канал позволяет людям получить доступ к самым большим сценам мира. Ведь очень много потрясающих вещей происходит далеко от них. У нас есть возможность предлагать хорошую картинку и звук. И это самый лучший способ распространять среди людей классическую музыку, джаз и танец.

В идеале, конечно, государство должно этим заниматься, чтобы люди получали доступ к музыкальным событиям. Также в этом важна роль образовательных структур. Но мы понимаем, что во многих странах эта задача не выполняется. И по этой причине такой канал, как Mezzo, имеет очень большое значение. И для людей, которые уже любят музыку, и для людей, которые хотят ее для себя открыть.

©  Дамир Юсупов / Предоставлено пресс-службой Большого театра

Сцена из оперы «Воццек»

Сцена из оперы «Воццек»

— А не кажется ли вам, что с развитием технологий становится удобнее и приятнее смотреть и слушать музыку дома, чем идти за ней в концертный зал или в оперный театр?

— Я, как человек, работающий на телевидении, вроде бы должен сказать: ну да, конечно. Но одновременно надо признать, что ничто не может заменить контакта с артистом, той эмоции, которая рождается непосредственно в зале. Сейчас, правда, высокое качество изображения позволяет очень сильно приблизить телезрителя к тем ощущениям, которые он бы испытывал в зале. И иногда на экране видно то, что не рассмотришь из зала.

— Для спектаклей Чернякова, из-за которого вы приехали в Москву, это очень актуально. Поэтому и приходит безумная мысль, что скоро могут возникнуть спектакли исключительно для просмотра на экране.

— Нет. Я думаю, что сама суть спектакля — именно для людей, которые сидят в зале. И было бы совершенно бессмысленно иметь какой-то спектакль только для трансляции. Я абсолютно уверен, что для артистов на сцене присутствие зрителя — фундаментальный компонент. Они должны ощущать качество слушания, качество внимания, напряжение зала. Это алхимия. Она прекращается без публики.

©  Дамир Юсупов / Предоставлено пресс-службой Большого театра

Сцена из оперы «Воццек»

Сцена из оперы «Воццек»

— Каким образом формируется программа вашего канала? Насколько я могу судить по тому, что сама смотрю дома, у вас акцент на французскую музыкальную культуру. Это сознательно?


— Во всяком случае, мы бы не хотели, чтобы так было. Я директором стал недавно, год назад, и я хочу сделать так, чтобы программы канала были более структурированы по тематике. Например, мы посвятили России целый январь. Сначала было прямое вещание из зала Плейель с Гергиевым. И в течение января шли оперы, балеты русского репертуара; были знаменитые российские пианисты Луганский, Березовский, певцы Нетребко, Хворостовский. А на нашем новом канале Mezzo live HD (его запустили в апреле этого года. — OS) — другая тематизация, по разным сценам мира. Месяц в Ла Скала, месяц на Люцернском фестивале, потом Глайндборн, Вербье и т.д.

— Почему возникла потребность еще в одном канале. Он рассчитан на другую аудиторию?

Mezzo live HD — это высокая четкость изображения. И для нас этот канал не игрушка, он не просто для того, чтобы было красиво видно. Это имеет решающее значение для перетрансляции живого спектакля, для того, чтобы открыть двери самых больших сцен мира. Там мы только в HD все записываем.

©  Дамир Юсупов / Предоставлено пресс-службой Большого театра

Сцена из оперы «Воццек»

Сцена из оперы «Воццек»

Зато в Mezzo мы больше фиксируемся на музыкальном наследии. Конечно, на Mezzo есть и современные концерты и спектакли. Но при этом — документальные фильмы, мастер-классы, различные архивные записи. То есть на двух каналах мы показываем что-то взаимодополняющее. Кроме того, HD ловится не везде в Европе, поэтому мы пока сохраняем Mezzo.

— Будет ли HD в России?

— Да, мы сейчас запускаемся. Вот список у меня в руках — 35 операторов.

— А в интернет вы не идете?

— Мы сейчас полностью переделываем наш сайт. У нас там будут маленькие фрагменты записей, анонсирующие различные события. Но интернет — это же бесплатное медиа. А мы все-таки работаем с подписчиками.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:7

  • prostipoma· 2010-12-01 20:50:27
    Уж пора ставить фильтр, как в Афише на слова "культовый" и "стильный" на два нетленных, как Ким Чен Ир и Ким Ир Сен, имени.
    Правильно, фигли нам АРТЕ или Байерн 4 - где программный продукт в разы лучше, свежее и разнообразнее, чем в этом гламурно-глянцевом могильнике МЕЦЦО с бездарными концертами-операми -летней давности, провинициальными фестивалями, да еще повторяемых по сто раз за неделю, пока не стошнит. (Самое удивительное, что за этот рекламный проспект лейблов и их "звезд" еще и деньги берут).
    Но АРТе в этот раз не повелся на Воццека - ну его в баню...
    Хорошее культурное телевидение и радио, это то, которое содержит оркестры и хоры, вроде Баварского или Радио Франс, а не бубнит фоном на кухне очередными колядками Флеминг.
    Трогательна наивность автора насчет миллиона - Меццо вроде входит в стандартный набор Стрима и тп, т.о. большой вопрос, на что там подписываются - на фестиваль в Бордо или бобслей.
  • liley· 2010-12-02 20:35:26
    Действительно, было бы здорово, если бы наши провайдеры транслировали АРТЕ в России...
  • argent· 2010-12-03 03:53:07
    prostipoma, круто, спасибо, больше не буду никогда смотреть Mezzo, буду только слушать румынское радио и смотреть словенское телевидение. Они свои оркестры содержат, гиганты.
  • nobirukova· 2010-12-03 17:42:07
    а что его смотреть, там большач асть времени отдана ерундовым французским записям, иногда такую лабуду гонят, просто диву даешься. кстати, prodtipoma права. из десятков моих знакомы, кто имеет в пакете стрима, акадо или билайна этот канал, смотрит его только один человек. думаю, надо разделить этот миллион. АРТЕ, действительно, лучше, интереснее и профессиональнее, чем Меццо. Кстати, почему это Меццо транслировал спектакль Большого, не знаете? Я знаю: выплаты почти в 100 раз меньше, чем при трасляции западного спектакля. У них тоже финансовый кризис был. А тут нам изображают, как будто на Западе своих "стильных" Воццеков нет, так они за нашим приехали. Ага, щаз...
  • aprilpowers· 2010-12-07 08:39:10
    Вот уж вы прям уж...
    Я канал АРТЕ не видел, и Байерн 4 тоже. А Меццо у нас по какому-то стечению обстоятельств нечаянно транслировали по кабелю пару месяцев. Так я только Меццо и смотрел (в перерывах между бобслеем, конечно).
  • IMac-II· 2010-12-10 02:36:51
    Простипома в своем репертуаре :-)
    Если бы интервью взяли у директора ATRE, текст Простипомы был бы примерно такой:
    "...Правильно, фигли нам MEZZO - где программный продукт в разы лучше, свежее и разнообразнее, чм в этом гламурно-глянцевом могильнике ARTE с бездарными концертами-операми -летней давности, провинциальными фестивалями, да еще повторяемых (или все-таки ПОВТОРЯЕМЫМИ???) по сто раз на неделю(е?), пока не стошнит. (Самое удивительное, что за этот рекламный проспект лейблов и их "звезд" еще и деньги берут)..."
    Какая Вы, Простипома, все же, неугомонная и энергичная в своей оппозиционности. Вы, случайно, в партии "Яблоко" не состоите?
  • pv· 2010-12-26 21:40:44
    прости яблоко, прости душистое -- ты ни в чем не виновато )
Все новости ›