Восьми молоденьким валькириям, удачно отправленным на боковые балконы над сценой, были выданы предписанные Вагнером рупоры

Оцените материал

Просмотров: 27177

«Валькирия» Кента Нагано

Екатерина Бирюкова · 02/11/2010
Нам методично доказали, что гергиевский путь к Вагнеру – не единственно верный

Имена:  Кент Нагано · Михаил Векуа · Михаил Плетнев · Рихард Вагнер

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Кент Нагано

Кент Нагано

В Концертном зале имени Чайковского Российский национальный оркестр под управлением маэстро Кента Нагано устроил концертное исполнение «Валькирии» Вагнера, самой популярной оперы из тетралогии «Кольцо нибелунга». Верный знак, что один из самых авторитетных дирижеров мира и обожаемый шеф Баварской оперы подумывает о постановке вагнеровской эпохалки: без нее дирижерская карьера не может считаться состоявшейся.

Для Москвы, живущей почти без Вагнера (есть только «Лоэнгрин» в «Новой опере»), «Валькирия» оказалась значительным репертуарным событием, хотя зал, поначалу полный, к концу почти пятичасового действа все-таки сильно опустел. Не меньшего масштаба это событие и для самого РНО, который старательно расширяет свой репертуар, в том числе и оперный, во все стороны. Сезон был начат с россиниевской «Золушки»; «Валькирия» — это совершенно другая весовая категория, к которой самый европейский, прозрачный и негромыхающий из русских оркестров вроде не относится. Потому что в нашей стране, по причине мариинской монополии на Вагнера, такой стиль ассоциируется исключительно с утробной чувственностью и наглой роскошью гергиевского оркестра, под который надрываются самые луженые глотки страны.

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Кент Нагано

Кент Нагано

Кент Нагано, уже не первый раз в этом сезоне вступающий в негласное соревнование с Гергиевым (в сентябре с разницей в несколько дней оба со своими оркестрами — с Баварским и Мариинским — очень по-разному сыграли в Москве «Метаморфозы» Рихарда Штрауса, тоже очень знаковую партитуру), методично и небезрезультатно доказывал, что этот путь — не единственно верный. И без того интеллигентный РНО он глушил, где только можно, терпя киксы перепуганной Вагнером медной группы и заботясь о том, чтобы ничто пропетое солистами не тонуло в монументальном аккомпанементе. Для этой цели восьми молоденьким валькириям, удачно отправленным на боковые балконы над сценой, были выданы предписанные Вагнером рупоры (у Гергиева проблема с перекрикиванием разбушевавшегося оркестра решается брутальнее — валькирий просто не восемь, а шестнадцать).

Сдержанная расчетливость маэстро очень пригодилась в работе с певцами. Но для многозначительных оркестровых монологов первого действия, где в партитуре из знаменитых вагнеровских лейтмотивов сплетена история зарождения запретной любви брата и сестры; где счастье, гордость и горе вознесены над житейской обыденностью, одной этой расчетливости все же было маловато.

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Кент Нагано

Кент Нагано

Без гергиевских певцов, правда, и тут не обошлось — раз ставка была сделана на местных солистов (исключением можно назвать могучий бас Вазгена Газаряна, уроженца Армении и солиста театра в немецком Эрфурте, который исполнил партию Хундинга). И хотя голос Ларисы Гоголевской выдавал всю суровость трудовых будней мариинского драмсопрано, певица все равно оказалась самой ценной составляющей кастинга. И ее пространные диалоги со слабовольным и царственным отцом Вотаном, которого с привычной основательностью пел еще один мариинский гость — бас Алексей Тановицкий, затягивали больше хитового Полета валькирий. Потому что она вносит столько эмоций и смысла, что всем остальным уже можно не напрягаться.

Тем более что просто справиться с остальными партиями для певцов, в вагнеровском репертуаре прежде не замеченных, само по себе было подвигом. Именно это слово в первую очередь подходит для спевшего Зигмунда Михаила Векуа, солиста Театра Станиславского и Немировича-Данченко, с необычайно выносливым, хотя и чересчур прямолинейным тенором. А также для двух больших голосов из маленького театра «Геликон» — Светланы Создателевой (Зиглинда) и Ксении Вязниковой (Фрика).

Кент Нагано, зачастивший в этом сезоне в Москву, сделал вагнеровский проект в преддверии празднования двадцатилетия РНО, с которым он давно дружит. Празднование пройдет совсем скоро, 5 ноября. И если верить официальным источникам, а не частным сомнениям, Нагано примет в нем участие и исполнит с оркестром «Болеро» Равеля, «Дон Жуана» Рихарда Штрауса и бетховенскую «Леонору».

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • nobirukova· 2010-11-02 19:53:41
    Где-то в лесу медведь сдох :) Бирюкова поругала целую группу медных РНО. Обычно в этом оркестре все прекрасно, восхетительно и достойно подражанию было. А тут вот такой пассаж :) На самом деле все было еще намного хуже. просто кошмарно. Поэтому и Гоголевская лучше всех - не раз певала. А остальных желторотых вроде Создателей и Векуа просто было жалко. А
    А вам не кажется, что просто грех тратить ТАКОГО ДИРИЖЕРА на таких, с позволения сказать, певцов. Глупость менеджмента РНО (который Бирюкова часто ругала и даже чуть не довела до истерики) в том и была, что наприглашали желторотых. Были бы певцы хорошие, был бф и эффект. никто бы не ушел, а так ползала отвалило.
    И, кстати, уже надо было написать, что Маринский Вагнер ничего общего не имеет к Вагнеру, эти постановки есть суть гергиевских амбиций, иногда просто потешно выходит, когда артисатм, говорят, из-за сцены плакаты с текстом русскими буквами рисуют :)
    Кстати, вы заметили. что в этой статье, наверное в первый раз у критикессы, ни слова про Плетнева. Обычно она всегда в восторге, что он всю музыку очистил как кристал. Что, указ вышел не писать про находящихся под следствие и обвинениях в педофилии дирижерах, Ну, теперь ждем отчета о юбилейном концерте, уж там-то от фамилии Плетнев деваться будет некуда.
  • interRaptor· 2010-11-03 06:06:58
    Бирюкова хотя бы орфографических и прочих ошибок не делает, в отличие от Вас, дорогуша ;) Т.е. ее хотя бы почитать можно без головной боли :) Завязывайте уже, надоело, честное слово.
  • nobirukova· 2010-11-03 10:59:19
    а я не считаю нужным перечитывать. если можно таую ерунду, как она, писать, то и ошибками для этого сайта сойдет. если вам не нравится, то вы и не читайте. кстати, вы и вас с большой буквы - устаревшая форма, ее отменили уже лет так пять назад. а вы еще других упрекаете в незнании правил русского языка.
  • Drindindin· 2010-11-03 11:21:50
    Отвратительно написана рецензия.
  • pv· 2010-11-03 11:28:57
    дама Б. любит вбокал больше самого шампанского, при этом "она вносит столько эмоций и смысла, что всем остальным уже можно не напрягаться", ну столько "кастинговых" эмоций и вокальных смыслов, что остается только станцевать на раз два-три соответствующую (кстати, какую?) Увертюру и перейти непосредственно к Болеро (Дон Жуана уже лихо отплясали, т.ч. можно обойтись на сей раз без киксов, кубков и, тем более, командоров)
  • il-canone· 2010-11-04 01:30:18
    Отличный текст, спасибо
  • prostipoma· 2010-11-06 01:50:01
    Кстати, а почему Петренко, нового шефа Баварской оперы, взамен "горячо любимого" Наганы, незаметно выпихнули из ГАБТОвского "Рознекавалера"? Задушила жаба платить гонорар? ГАБТОвские маэстры никогда не любили делиться, это известно, но сколько должно еще побывать колумнистов ОС за рулем ГАБТа, чтоб этот фарс, наконец, закончился? Три подряд абсолютно провальные продукции - это трудовые будни российского культурменеджмента.
  • nobirukova· 2010-11-07 20:56:46
    простите, но Петренко никогда и не должен был дирижировать Кавлером. Там Вася Синайский впаре с его новым английским знакомым Лоулесом (они в АНО работали) сразу предполагался. А Петренко должен был в Большом еще в 2006 году новой Травиатой дирижировать. Об этом даже в тамошем боевом листке писали. Правда, потом директор эту Травиату отменил (из-за того, что режиссер Ахим Фрайер сказад в интервью, что Большой театр напоминает Советский союз). Когда коллегию пытались создавать, Петренко звали. Только он внятного ответа не дал. Ну, его на всякий случай и включили в пятерку "выдаюющихся". Правда, обиженный (видмо из-за Травиаты) Кирилл так и не дал им похоже сроков ни на один концерт даже.
Все новости ›