Восьми молоденьким валькириям, удачно отправленным на боковые балконы над сценой, были выданы предписанные Вагнером рупоры
Нам методично доказали, что гергиевский путь к Вагнеру – не единственно верный
В Концертном зале имени Чайковского Российский национальный оркестр под управлением маэстро Кента Нагано устроил концертное исполнение «Валькирии» Вагнера, самой популярной оперы из тетралогии «Кольцо нибелунга». Верный знак, что один из самых авторитетных дирижеров мира и обожаемый шеф Баварской оперы подумывает о постановкеЧитать!
Для Москвы, живущей почти без Вагнера (есть только «Лоэнгрин» в «Новой опере»), «Валькирия» оказалась значительным репертуарным событием, хотя зал, поначалу полный, к концу почти пятичасового действа все-таки сильно опустел. Не меньшего масштаба это событие и для самого РНО, который старательно расширяет свой репертуар, в том числе и оперный, во все стороны. Сезон был начат с россиниевской «Золушки»; «Валькирия» — это совершенно другая весовая категория, к которой самый европейский, прозрачный и негромыхающий из русских оркестров вроде не относится. Потому что в нашей стране, по причине мариинской монополии на Вагнера, такой стиль ассоциируется исключительно с утробной чувственностью и наглой роскошью гергиевского оркестра, под который надрываются самые луженые глотки страны.
Кент Нагано, уже не первый раз в этом сезоне вступающий в негласное соревнование с Гергиевым (в сентябре с разницей в несколько дней оба со своими оркестрами — с Баварским и Мариинским — очень по-разному сыграли в Москве «Метаморфозы» Рихарда Штрауса, тоже очень знаковую партитуру), методично и небезрезультатно доказывал, что этот путь — не единственно верный. И без того интеллигентный РНО он глушил, где только можно, терпя киксы перепуганной Вагнером медной группы и заботясь о том, чтобы ничто пропетое солистами не тонуло в монументальном аккомпанементе. Для этой цели восьми молоденьким валькириям, удачно отправленным на боковые балконы над сценой, были выданы предписанные Вагнером рупоры (у Гергиева проблема с перекрикиванием разбушевавшегося оркестра решается брутальнее — валькирий просто не восемь, а шестнадцать).
Сдержанная расчетливость маэстро очень пригодилась в работе с певцами. Но для многозначительных оркестровых монологов первого действия, где в партитуре из знаменитых вагнеровских лейтмотивов сплетена история зарождения запретной любви брата и сестры; где счастье, гордость и горе вознесены над житейской обыденностью, одной этой расчетливости все же было маловато.
Без гергиевских певцов, правда, и тут не обошлось — раз ставка была сделана на местных солистов (исключением можно назвать могучий бас Вазгена Газаряна, уроженца Армении и солиста театра в немецком Эрфурте, который исполнил партию Хундинга). И хотя голос Ларисы Гоголевской выдавал всю суровость трудовых будней мариинского драмсопрано, певица все равно оказалась самой ценной составляющей кастинга. И ее пространные диалоги со слабовольным и царственным отцом Вотаном, которого с привычной основательностью пел еще один мариинский гость — бас Алексей Тановицкий, затягивали больше хитового Полета валькирий. Потому что она вносит столько эмоций и смысла, что всем остальным уже можно не напрягаться.
Тем более что просто справиться с остальными партиями для певцов, в вагнеровском репертуаре прежде не замеченных, само по себе было подвигом. Именно это слово в первую очередь подходит для спевшего Зигмунда Михаила Векуа, солиста Театра Станиславского и Немировича-Данченко, с необычайно выносливым, хотя и чересчур прямолинейным тенором. А также для двух больших голосов из маленького театра «Геликон» — Светланы Создателевой (Зиглинда) и Ксении Вязниковой (Фрика).
Читать!
КомментарииВсего:8
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451728
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343360
- 3. Норильск. Май 1268591
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897671
- 5. Закоротило 822097
- 6. Не может прожить без ирисок 782245
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758696
- 8. Коблы и малолетки 740859
- 9. Затворник. Но пятипалый 471249
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403067
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370464
- 12. ЖП и крепостное право 360739
А вам не кажется, что просто грех тратить ТАКОГО ДИРИЖЕРА на таких, с позволения сказать, певцов. Глупость менеджмента РНО (который Бирюкова часто ругала и даже чуть не довела до истерики) в том и была, что наприглашали желторотых. Были бы певцы хорошие, был бф и эффект. никто бы не ушел, а так ползала отвалило.
И, кстати, уже надо было написать, что Маринский Вагнер ничего общего не имеет к Вагнеру, эти постановки есть суть гергиевских амбиций, иногда просто потешно выходит, когда артисатм, говорят, из-за сцены плакаты с текстом русскими буквами рисуют :)
Кстати, вы заметили. что в этой статье, наверное в первый раз у критикессы, ни слова про Плетнева. Обычно она всегда в восторге, что он всю музыку очистил как кристал. Что, указ вышел не писать про находящихся под следствие и обвинениях в педофилии дирижерах, Ну, теперь ждем отчета о юбилейном концерте, уж там-то от фамилии Плетнев деваться будет некуда.