Просмотров: 12507
Грэм Вик: «Я больше всего боюсь того, что опера снова вернется к богатым»
Постановщик «Средства Макропулоса» в Мариинке об угрозе нового консерватизма в оперном театре
Мариинский театр выпускает первую оперную премьеру нового сезона – «Средство Макропулоса». На Западе опера чешского предэкспрессиониста Леоша Яначека давно стала классикой, у нас же она известна разве что по спектаклю Дмитрия Бертмана в московском «Геликоне».Читать!
– Программы основных оперных фестивалей-трендсеттеров – Зальцбург, Экс-ан-Прованс, Мюнхен – с каждым годом становятся все менее и менее радикальными. Почему, как вам кажется, эпоха режиссерского Sturm und Drang оказалась столь скоротечной?
– Общество стало гораздо более консервативным, чем раньше, – ну вот даже в сравнении с девяностыми годами. И в оперной режиссуре это очень ощутимо. А писателям или художникам, что, думаете, лучше живется? Культура в целом становится все менее и менее агрессивной. Мы как будто где-то застряли в развитии, в движении вперед. Единственное, что сегодня всех волнует, это деньги. Нельзя сказать, чтобы раньше вопросы бюджета никого не заботили, в те же девяностые мы были заняты тем, как найти финансирование постановки. Но никто даже и подумать не мог о том, что оперный театр должен приносить деньги. Сейчас сама возможность какого-либо эксперимента ограничена чисто социально.
– Интендант одного крупного европейского оперного дома недавно жаловался мне на то, что нынешняя финансовая ситуации вынуждает его приглашать на постановку не режиссера с идеями, а крепкого ремесленника: он точно впишется в бюджет, не будет раздражать публику… Но ведь это тупиковый путь для оперного театра. Quo, так сказать, vadis?
– Вы вынуждаете меня немножко побыть Кассандрой. Я больше всего боюсь того, что опера снова вернется к богатым, станет уделом лишь аристократии, элиты – просто потому, что только очень состоятельные люди смогут себе позволить потребление этого дорогого удовольствия. Одним из главных достижений оперы в ХХ веке стала, как мы помним, демократизация жанра. Я боролся за это всю жизнь – за оперу для людей. Мне в какой-то степени удалось добиться этого у себя в Бирмингеме, но только за счет того, что местный оперный театр поддерживается городом и осуществляет множество важных социальных функций. А вот в Европе сегодня, к моему ужасу, опера все больше и больше становится элементом этого тошнотворного luxury, на котором помешаны все вокруг. Сравните, чем был Зальцбургский фестиваль во времена Жерара Мортье – и чем он стал сейчас. А все почему? Кто платит, тот и заказывает театр. И самое неприятное в том, что в ближайшие годы улучшения экономических обстоятельств можно не ждать. Пару дней назад я присутствовал на принятии бюджета на ближайшую пятилетку в одном из ведущих оперных театров мира – всё это время они вынуждены будут сидеть на суровой финансовой диете.
– Чем конкретно нынешние социально-экономические обстоятельства грозят оперному театру? Я, как вы понимаете, спрашиваю именно о театре, о режиссуре.
– Тотальным распространением в мире американской модели. Вы прекрасно знаете, что это такое: Америка – самая неинтересная в оперном смысле страна. Посмотрите на афишу их главного театра, Метрополитен-опера: Питер Гелб только в последние годы понял, что опера – это не только гламурные дивы и тенора сверхтяжелого веса, что нужно и театром заниматься. Только что свое «Кольцо» начал делать Робер Лепаж, вскоре в Met будет ставить ваш Дмитрий Черняков. Но все это исключения, которые только подтверждают правило: с театральной точки зрения спектакли американских оперных театров невыносимы. Они рассуждают порочно: чтобы был успех, нужны громкие имена певцов, а все остальное – пропади и рухни. Но, как вы понимаете, такой подход работает только в театрах крупных городов, которые имеют возможность ворочать большими бюджетами. А стоит вам только отъехать куда-нибудь в глубинку – у них там оперных театров в принципе очень мало, но если они есть, то это какая-то кунсткамера.
– Убежденность в том, что оперу ходят не смотреть, а слушать, американская публика позаимствовала у итальянцев…
– Вы говорите о старых вдовах, которые выгуливают свои бриллианты, плача от Роберто Аланьи в постановках Франко Дзеффирелли?
– Скорее о тех состоятельных людях, которые ездят по всему миру за каким-нибудь, не знаю, Йонасом Кауфманом.
– Ну да, ну да. Вот ведь парадокс: нет ничего более живого, чем опера, и при этом она сегодня зачастую подменяется какими-то химерами, не имеющими к настоящему искусству никакого отношения. Например, этот институт звезд, о котором мы говорили, – причем зачастую звездами называются те, кто ими нимало не является. Или другая тенденция: использовать оперу как средство самоутверждения, пускания пыли в глаза. Вот, например, недавняя ситуация в Валенсии. Испанцы построили нелепо дорогой театр, чтобы протрубить на весь мир – посмотрите вот, мол, какие мы крутые. Заплатили лучшим певцам – просто для того, чтобы они у них просто были. Что делать с ними, менеджмент театра не знает: они удовлетворились уже тем, что купили товар в мировом супермаркете – и поставили его на полку. Это ли искусство? Они убеждены в том, что привлекают в театр публику, но на деле все совсем наоборот: новый зритель не приходит в театр. Я это очень чувствую по реакции публики на своих спектаклях по всей Европе, и меня это очень, очень расстраивает.
– А вы ведь очень ориентируетесь на реакцию зала?
– Одну из самых страшных депрессий в своей жизни я переживал, когда выпускал «Волшебную флейту» в Большом театре. Один из последних прогонов, как это всегда делается в Большом, был открытым. Был полный зал таких… ммм… зрителей с опытом, которые… любят, ну, не знаю, «Руслана и Людмилу» и «Бориса Годунова». Спектакль начался в полной тишине. Первая сцена, которую я постарался сделать очень смешной, – и никакой реакции, никаких аплодисментов, никакого смеха. Ну все, думаю, провал. Два дня после я был абсолютно разбит. Я думал: неужели нужно было все по-другому делать? Но на премьере все в итоге прошло замечательно, публика реагировала правильно.
– Вы хотите нравиться публике? Но при этом именно вас называют мастером того самого евротрэша, против которого так активно восстают опероманы.
– Настоящий евротрэш – это Франко Дзеффирелли. Что же до моих спектаклей, то мне важно, чтобы происходило взаимодействие между публикой и сценой. Чтобы возникал открытый диалог, чтобы они отдались мне, чтобы думали, работали головой.
– Стоп-стоп-стоп. Мне-то, простите, всегда казалось, что на ваших постановках думать как раз не обязательно – вы ведь занимаетесь главным образом тем, что все разжевываете зрителю, переводя сочинение любой сложности на язык масскульта. Вот та же «Волшебная флейта», как и большинство ваших спектаклей, – это ведь entertainment чистой воды, при чем здесь работа?
– О, я ждал этого момента. Мне всю жизнь приходится отмываться от той грязи, которую проливают на меня в прессе. Я вам обстоятельно заявляю: я не занимаюсь развлекухой. Я просто не умею мыслить абстрактно, умозрительно. Или вы считаете, что нельзя сделать серьезное искусство так, чтобы оно было cool?
– Отчего же. Но каждую ли оперу можно поставить таким образом? Вот вы, например, сейчас будете ставить «Тристана и Изольду» в берлинской Немецкой опере – как думаете, получится сделать Вагнера cool?
Читать!
– Очень занимательно. Позвольте на прощание личный вопрос: в 1991 году вы уже ставили в Мариинке – замечательно, кстати – «Войну и мир» Сергея Прокофьева. Нам изнутри кажется, что театр с тех пор изменился до неузнаваемости. А вы заметили какие-то принципиальные перемены?
– Определенно: еда в буфете стала много лучше.
КомментарииВсего:15
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3438063
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2338327
- 3. Норильск. Май 1268300
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897611
- 5. Закоротило 822018
- 6. Не может прожить без ирисок 781708
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758099
- 8. Коблы и малолетки 740666
- 9. Затворник. Но пятипалый 470784
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402781
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370273
- 12. Винтаж на Болотной 343161
Уважаемая редакция, если вы приглашаете автора, не способного вычитать собственный текст, наймите, пожалуйста, ему в пару редактора.
почему Вы такая нервная -- это глисты или просто зависть?
Может, Вы сами возьмете у кого-нибудь что-нибудь -- если дадут, конечно.
И потом, г-жа Prostipoma, если Вы упрекаете автора и редакцию в безграмотности (заметьте, немецкоязычной), то, bitte, please, s'il vous plait, не делайте ошибок в родном (?) русском языке -- хотя бы синтаксических. Не поленитесь, сходите на gramota.ru и научитесь ставить запятые.
С уважением, ;-)
Цитата: "В 1991 году вы уже ставили в Мариинке – замечательно, кстати – «Войну и мир» Сергея Прокофьева..."
Насколько я знаю, в 1991 году интервьюеру было то ли три года, то ли четыре.
Нет чтобы написать: "... уже ставили в Мариинке -- как говорили/писали/рассказывали, замечательно..."
И далее по тексту.
Это классно, что вы знакомы с такими деталями, как возраст интервьюера - меня всегда впечатляла сплоченность и взаимовыручка в петербургской тусовке, не лень же комментить комменты. Вы же не лузеры, вы удачные и успешные - штЮрм унд дранг русской культуры.
Считаю, что новый оперный расцвет может наступить только в том случае, если опера снова будет интересна богатым)
Вот тогда и будет особенно ясно - насколько примитивны и убоги их "творческие замыслы". Либо современный композитор - встанет на дыбы и потребует не коверкать его замысел.
Агрессия - это движение вперёд?)
Как-то ведь раньше оперные классики вообще обходились без агрессии)))
Опера - это не платформа для чьих-то экспериментов. Можно искать всю жизнь и так ничего и не найти. Нет, опера - для находок, для гениальных находок! Ищите новых гениальных композиторов, которых вокалисты будут с удовольствием петь, а не режиссёров - ведь они вторичный продукт)))
Но может быть и вариант оперного режиссёра нового поколения, целью которого будет создание новой оперы по примеру кино творчества: создание содружества творцов и исполнителей. Результат - гениальная новая опера. Тогда и деньги будут не напрасно потрачены и в истории что-то настоящее останется.
Считаю, что испанцы - на правильном пути. А оперный менеджмент пускай пристраивается, а не изображает из себя важных персон, как режиссёры)