Декорации отменяются, сложносочиненные костюмы тоже.

Оцените материал

Просмотров: 13176

Уильям Кристи и Les Arts Florissants

Екатерина Бирюкова · 12/10/2010
Это тот редчайший случай, когда можно без ужимок и подмигиваний употреблять самые, казалось бы, обесцененные хвалебные эпитеты

Имена:  Венсан Буссар · Соня Йончева · Уильям Кристи · Хилари Саммерс · Эд Лайон

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Репетиция выступления Les Arts Florissants под управлением Уильяма Кристи

Репетиция выступления Les Arts Florissants под управлением Уильяма Кристи

По случаю благословенного Года Франции – России до двух столиц доехал знаменитый ансамбль Les Arts Florissants под управлением клавесиниста, дирижера и музыковеда Уильяма Кристи, до того бывавший у нас только в заповедные времена перестройки. Ансамбль (язык не поворачивается) – вокально-инструментальный, уже давным-давно ставший эталонным в деле грамотного исполнения барочной музыки, не в последнюю очередь оперной. Он был основан в 1979 году, название свое (в переводе «Цветущие искусства») позаимствовал у оперы одного из главных своих клиентов – французского классика XVII века Марка-Антуана Шарпантье. Внушительный и очень красивый отчет о проделанной за три десятилетия работе по возвращению на сцену французской и европейской музыки XVI–XVII веков можно найти здесь.

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Репетиция выступления Les Arts Florissants под управлением Уильяма Кристи

Репетиция выступления Les Arts Florissants под управлением Уильяма Кристи

Для русских гастролей была выбрана давно отработанная, фирменная программа – пара опер-ровесниц с разных сторон Ла-Манша: «Актеон» (1684) Шарпантье и «Дидона и Эней» (1689) Перселла. «Актеона» грамотнее называть не оперой, а пасторалью, но для нас, переживших Верди и Чайковского, и то и другое – это все равно некие праоперы, странные и далекие.

Кристи без видимых усилий, как бы играючи превращает их в понятные и близкие. И то, что его ансамбль делает это уже не одно десятилетие (постепенно обновляя состав), совершенно не лишает представление свежести и юности.

У местных фанатов старины, кажется, уже есть своя, более «актуальная» «Дидона» – Курентзиса (который по удивительному стечению обстоятельств – ровно в момент московского выступления Кристи – этажом ниже, в Малом зале Филармонии демонстрировал новорожденный ансамбль старинной музыки Большого театра). Но если Курентзис – это бунт, «буря и натиск», то тут точка отсчета, идеал, от которого никуда не денешься. Выступление Les Arts Florissants – это тот редчайший случай, когда можно без ужимок и подмигиваний употреблять самые, казалось бы, обесцененные хвалебные эпитеты.

Но штука в том, что, кроме вполне ожидаемого музыкального совершенства, нам было продемонстрировано и театральное, после которого существование таких громоздких и дорогих организаций, как «оперный театр», вызывает недоумение.

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Репетиция выступления Les Arts Florissants под управлением Уильяма Кристи

Репетиция выступления Les Arts Florissants под управлением Уильяма Кристи

Декорации отменяются, сложносочиненные костюмы тоже. Малобюджетное оперное искусство, с вроде бы очень простыми, но идеально точными мизансценами режиссера Венсана Буссара, вдруг оказывается самым убедительным. Зацепляясь за факт, что Эней охотится в тех же краях, где Актеон подглядел за обнаженной купающейся Дианой, режиссер всего одним штрихом связывает воедино две оперные истории – в обеих есть сцена с обреченным, опускающимся на колени главным героем, над которым горюет невластная над силой мифа женщина – скорее даже судьба. И этого достаточно, чтобы как следует подперчить легкое дурачество, которым может иногда показаться это действо.

Небольшой барочный инструментальный ансамбль в центре сцены с Кристи за клавесином – маэстро сидит где-то позади всех и, кажется, почти не влияет на само собой рождающееся совершенство. Полтора десятка разбегающихся по сцене хоровиков – босых, в ничем не примечательных черных костюмах, негромкими голосами заполняющих все пространство Зала Чайковского (в Питере это был Концертный зал Мариинки) – лучше любого большого академического хора. Один номер они поют, просто стоя на авансцене с закрытыми глазами, идеально, дыша, как один человек, – в то время как у зала перехватывает дыхание.

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Репетиция выступления Les Arts Florissants под управлением Уильяма Кристи

Репетиция выступления Les Arts Florissants под управлением Уильяма Кристи

Впечатление дополняют несколько отличных, очень ненавязчиво выбивающихся из общей массы солистов. Среди них великолепный легкий тенор Эд Лайон (Актеон); отвечающая в обоих сочинениях за силы зла меццо-сопрано Хилари Саммерс; поразительная и в актерском и вокальном отношении Соня Йончева (Дидона).

Совершенно не ощущается никакой центростремительности, когда ключевая фигура – дирижер, демиург. Понятно, что все это чудо возможно только при очень жесткой дисциплине – но она внутри каждого, а не снаружи. Это ансамбль свободных и увлеченных людей, которые понимают, что и зачем они делают. Вот и все. Такие вот прописные истины.

КомментарииВсего:3

  • funkingz· 2010-10-12 13:32:45
    ребята, у вас фотографии перепутались, похоже. это не кристи
  • bourger· 2010-10-12 13:37:11
    Ага. Расскажите, что там делал Синайский?
  • newfoto· 2010-10-12 13:44:01
    Спасибо, заменили.
Все новости ›