Это тот редчайший случай, когда можно без ужимок и подмигиваний употреблять самые, казалось бы, обесцененные хвалебные эпитеты
По случаю благословенного Года Франции – России до двух столиц доехал знаменитый ансамбль Les Arts Florissants под управлением клавесиниста, дирижера и музыковеда Уильяма Кристи, до того бывавший у нас только в заповедные времена перестройки. Ансамбль (язык не поворачивается) – вокально-инструментальный, уже давным-давно ставший эталонным вЧитать!
Для русских гастролей была выбрана давно отработанная, фирменная программа – пара опер-ровесниц с разных сторон Ла-Манша: «Актеон» (1684) Шарпантье и «Дидона и Эней» (1689) Перселла. «Актеона» грамотнее называть не оперой, а пасторалью, но для нас, переживших Верди и Чайковского, и то и другое – это все равно некие праоперы, странные и далекие.
Кристи без видимых усилий, как бы играючи превращает их в понятные и близкие. И то, что его ансамбль делает это уже не одно десятилетие (постепенно обновляя состав), совершенно не лишает представление свежести и юности.
У местных фанатов старины, кажется, уже есть своя, более «актуальная» «Дидона» – Курентзиса (который по удивительному стечению обстоятельств – ровно в момент московского выступления Кристи – этажом ниже, в Малом зале Филармонии демонстрировал новорожденный ансамбль старинной музыки Большого театра). Но если Курентзис – это бунт, «буря и натиск», то тут точка отсчета, идеал, от которого никуда не денешься. Выступление Les Arts Florissants – это тот редчайший случай, когда можно без ужимок и подмигиваний употреблять самые, казалось бы, обесцененные хвалебные эпитеты.
Но штука в том, что, кроме вполне ожидаемого музыкального совершенства, нам было продемонстрировано и театральное, после которого существование таких громоздких и дорогих организаций, как «оперный театр», вызывает недоумение.
Декорации отменяются, сложносочиненные костюмы тоже. Малобюджетное оперное искусство, с вроде бы очень простыми, но идеально точными мизансценами режиссера Венсана Буссара, вдруг оказывается самым убедительным. Зацепляясь за факт, что Эней охотится в тех же краях, где Актеон подглядел за обнаженной купающейся Дианой, режиссер всего одним штрихом связывает воедино две оперные истории – в обеих есть сцена с обреченным, опускающимся на колени главным героем, над которым горюет невластная над силой мифа женщина – скорее даже судьба. И этого достаточно, чтобы как следует подперчить легкое дурачество, которым может иногда показаться это действо.
Небольшой барочный инструментальный ансамбль в центре сцены с Кристи за клавесином – маэстро сидит где-то позади всех и, кажется, почти не влияет на само собой рождающееся совершенство. Полтора десятка разбегающихся по сцене хоровиков – босых, в ничем не примечательных черных костюмах, негромкими голосами заполняющих все пространство Зала Чайковского (в Питере это был Концертный зал Мариинки) – лучше любого большого академического хора. Один номер они поют, просто стоя на авансцене с закрытыми глазами, идеально, дыша, как один человек, – в то время как у зала перехватывает дыхание.
Впечатление дополняют несколько отличных, очень ненавязчиво выбивающихся из общей массы солистов. Среди них великолепный легкий тенор Эд Лайон (Актеон); отвечающая в обоих сочинениях за силы зла меццо-сопрано Хилари Саммерс; поразительная и в актерском и вокальном отношении Соня Йончева (Дидона).
Совершенно не ощущается никакой центростремительности, когда ключевая фигура – дирижер, демиург. Понятно, что все это чудо возможно только при очень жесткой дисциплине – но она внутри каждого, а не снаружи. Это ансамбль свободных и увлеченных людей, которые понимают, что и зачем они делают. Вот и все. Такие вот прописные истины.
КомментарииВсего:3
Комментарии
-
ребята, у вас фотографии перепутались, похоже. это не кристи
-
Ага. Расскажите, что там делал Синайский?
-
Спасибо, заменили.
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3454247
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2344954
- 3. Норильск. Май 1272231
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898673
- 5. Закоротило 823656
- 6. Не может прожить без ирисок 789556
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 765066
- 8. Коблы и малолетки 744072
- 9. ЖП и крепостное право 732916
- 10. Затворник. Но пятипалый 477261
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 407110
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 373727