Сказочный сюжет балета адаптирован к несказочному сознанию современного ребенка, озабоченному тем, чтобы мама (Царевна, она же Жар-птица) и папа (Иван-царевич) были вместе.
Просмотров: 15129
Проект «Жар-птица» Ройстона Малдума на открытии II Большого фестиваля РНО
Это совсем новое функционирование искусства, прицельное использование его в качестве лекарства, а не украшения
Большой фестиваль Российского национального оркестра вроде как стал ежегодным. Складывается традиция эффектного и вполне столичного начала филармонического сезона. В этом году фестиваль такой же изматывающий для оркестра, как и в прошлом, — неделя почти ежедневных концертов с абсолютно разными программами (с 6 по 12 сентября, ЗалЧитать!
У Плетнева же на фестивале три программы, все очень лихие. В закрытие как-то должны уместиться кантата Танеева «Иоанн Дамаскин» и Девятая симфония Бетховена с участием огромного сводного хора (12 сентября). До этого могучего мероприятия случится нечто гораздо более хрупкое и фарфоровое — концертное исполнение «Золушки» Россини с импортными солистами-белькантистами (8 сентября). А начался фестиваль «Жар-птицей» Стравинского в исполнении оркестра под управлением шефа, где музыкальная часть — очень нежная, тонкая и импрессионистская — служила профессиональным обрамлением того, что происходило на сцене.
Главным именем этого вечера все-таки были не Плетнев и не Стравинский, а британский хореограф Ройстон Малдум, который занимается делом под названием Community Dance, довольно чуждым современной российской пригламуренной культурной ситуации, то есть работает не с профессиональными танцорами, а с обычными, лучше проблемными, людьми разных возрастов, социальных групп и национальностей — с жителями депрессивных окраин, больными с синдромом Дауна или эфиопскими бездомными детьми.
Нравится нам это или нет, но это совсем новое функционирование искусства, прицельное использование его в качестве лекарства, а не украшения. Здесь сразу отменяется привычная шкала ценностей по отношению к исполнителям, да и само понятие «исполнитель» тоже как-то неуместно. Важнее общий энтузиазм и включенность, а не индивидуальное самовыражение. Оперировать приходится исключительно такими понятиями, как чудо, драйв, новый опыт и социальная польза. На самом деле примерно те же опции включаются ведь и в случае с венесуэльским чудо-оркестром Густаво Дудамеля и чуть более искусственным арабо-израильским «Западно-восточным диваном» Даниэля Баренбойма.
Настоящей бомбой стал документальный фильм Rhythm is it!. Проект, по которому он снят, осуществлен в 2003 году Малдумом совместно с Берлинским филармоническим оркестром, зажигательным маэстро Саймоном Рэттлом, «Весной священной» Стравинского и подростками из спальных районов Берлина (в количестве 250 человек), до того не подозревавшими о существовании Берлинской филармонии.
Они ее не только увидели, но и выступили в ней, предварительно пройдя долгий и изнурительный репетиционный период, и можно представить, что что-то в их жизни поменялось.
Проект с тех пор прокатился по разным городам и весям и докатился до Москвы уже в виде «Жар-птицы», а не «Весны священной». Что жалко: «Весна» все-таки побольше адреналина может дать. Сказочный сюжет балета адаптирован к несказочному сознанию современного ребенка, озабоченному тем, чтобы мама (Царевна, она же Жар-птица) и папа (Иван-царевич) были вместе. Но он в общем не так уж и важен. Важно грамотно придуманное проживание примерно ста детей и подростков на сцене под хорошую, но не самую простую музыку в живом исполнении высококлассного оркестра. В результате чего зритель получает (в идеале) ощущение, что день не прожит зря.
Никакого социального пафоса, правда, в нашем варианте не случилось. Проблемных московских детей, как объяснил на пресс-конференции директор РНО Олег Полтевский, разные благотворительные организации «разбирают как горячие пирожки». Буквально не достать. Такие вот чудеса. Пришлось довольствоваться обычными детьми, прошедшими кастинг и отправленными на три репетиционные недели в Болгарию, где они вынуждены были выбирать между каникулярным морем, привычным компьютером и непривычным Стравинским. Десять процентов в результате отсеялось, но это нормальный результат.
Остальным по окончании представления
Читать!
Ссылки
- Екатерина Бирюкова. Василий Петренко продирижировал Российским национальным оркестром, 19.10.2009
- Екатерина Бирюкова. Большой фестиваль Российского национального оркестра, 10.09.2009
- Петр Поспелов. Российский национальный оркестр национализирован, 21.08.2009
- Екатерина Бирюкова. РНО Михаила Плетнева на грани катастрофы? 20.10.2008
- Екатерина Бирюкова. Плетнев открыл сезон, 25.09.2008
КомментарииВсего:28
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3455095
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2345501
- 3. Норильск. Май 1272950
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898969
- 5. Закоротило 824124
- 6. ЖП и крепостное право 819202
- 7. Не может прожить без ирисок 790860
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 765904
- 9. Коблы и малолетки 744677
- 10. Затворник. Но пятипалый 478496
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 408384
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 374345
С рояля лёгок невесом
Слетает нотный лист
Покинул свой патайский дом
Российский пианист
В печали мальчики с тех пор,
В глазах у них вопрос:
Зачем уехал дирижёр
И палочку увёз...