Обаятельность этого спектакля – а ее сложно отрицать – не в сомнительных панибратских отношениях с музыкой, а в общей атмосфере.

Оцените материал

Просмотров: 6370

«Севильский цирюльник»

Екатерина Бирюкова · 12/02/2010
Несмотря на все вопросы, очередной союз Тителя со сценографом Владимиром Арефьевым получился удачным

©  Сергей Киселев / Коммерсантъ

Сцена из оперы «Севильский цирюльник»

Сцена из оперы «Севильский цирюльник»

«Севильский цирюльник» Россини в постановке Александра Тителя можно назвать центральной работой руководимого им Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в этом сезоне. Название для театра установочное. Несколько десятилетий оно ассоциировалось здесь с одним-единственным спектаклем, рожденным отцом-основателем Константином Станиславским аж в 1933 году и прожившим рекордно долго до нашего времени.

Радоваться тут, правда, нечему. Потому что этот удивительный факт как-то легко уживается со следующими обстоятельствами: петь и играть Россини отечественные музыканты почти не приспособлены, россиниевской традиции у нас практически нет. «Фигаро здесь, Фигаро там» и каватина Розины — вот и все из музыки классика бельканто, что завязло в ушах традиционного слушателя.

Недавний приезд главного россиниевского авторитета Альберто Дзедды, сумевшего раззадорить Российский национальный оркестр, внушил надежду, что и наши музыканты смогут исполнять эту музыку играючи, а не выдавливая каждый звук, как отличник на уроке сольфеджио. Да и вообще, мир стал гораздо прозрачнее, солисты носятся туда-сюда, и ни для кого уже не секрет, что Россини отечественного производства отличается от Россини с фестиваля в Пезаро, как макароны по-флотски от пасты карбонара. И такие вещи, как стиль, аромат, настроение, значат не меньше, чем то, что просто написано в нотах.

Однако, слушая «Цирюльника» в Станиславском, особых тектонических сдвигов пока, увы, не замечаешь (хоть в программке и отмечен итальянский коуч, привлеченный для этой постановки). Имеются отдельные радости среди солистов, главная из которых — исполнитель роли Фигаро, лауреат Госпремии Армении, а также многочисленных международных конкурсов Арсен Согомонян, новое приобретение театра. Его сильный, но поворотливый голос и уверенные взаимоотношения с музыкой сочетаются с южным обаянием, добавляющим в образ знаменитого цирюльника кавказские приправы.

Еще один любимец публики — Дмитрий Степанович в роли комического злодея Базилио. Одно его появление на сцене вызывает оживление в зале — такой уж Степанович мастер на почти экстремальные художества. При этом он обеспечивает очень честный вокал.

Любовная пара, вокруг которой вертится вся интрига, в результате проигрывала — по крайней мере, на первом премьерном спектакле. Примадонна театра Елена Максимова (Розина) с Россини скорее на «вы». Алексей Кудря (Альмавива), который как раз может похвастаться опытом работы в правильных россиниевских местах Европы, свои головокружительные колоратуры выпевал, казалось, без радости.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›