Фестиваль не столько предъявляет публике художественный результат, сколько занимается демонстрацией творческого процесса и создает для него комфортные условия.

Оцените материал

Просмотров: 9604

Фестиваль «Зимний путь» в Петербурге

Дмитрий Ренанский · 03/02/2010
Негромкий, но очень нужный проект Алексея Гориболя в развлекательно-образовательном жанре

Имена:  Алексей Гориболь · Дмитрий Янов-Яновский · Ирина Матаева · Лукас Генюшас · Петр Мигунов · Юлия Корпачева

©  Алексей Компанийченко / Зимний путь

Хор Смольного собора под управлением Владимира Беглецова во время открытия фестиваля «Зимний путь». За роялями Алексей Гориболь и Дмитрий Елатанцев

Хор Смольного собора под управлением Владимира Беглецова во время открытия фестиваля «Зимний путь». За роялями Алексей Гориболь и Дмитрий Елатанцев

В Петербурге затеялся новый музыкальный фестиваль: «Зимний путь» — очередное детище пианиста, продюсера и подвижника Алексея Гориболя, собравшего вокруг себя выводок лучших молодых, да ранних вокалистов и инструменталистов обеих столиц. Концепция форума на первый взгляд бесхитростна: организаторы «Зимнего пути» хотели возродить дух венских «Шубертиад» — уютных частных собраний близких духом людей, музицирующих друг для друга, противостоящих засилью мейнстрима. У Гориболя всё будто бы так же; молодые исполнители, едва начинающие осваиваться на концертной эстраде, играют для нескольких сотен слушателей в далеко не самых статусных и вместительных академических залах Петербурга (Смольный собор, Шереметевский дворец, зал Фонда Михаила Шемякина) не часто звучащую камерную музыку (от «Песен и вальсов любви» Брамса и вокальных rarities Чайковского до «Лунного Пьеро» Шёнберга).

Свои суаре Шуберт и компания устраивали в пику официальной музыкальной культуре из-за невозможности пробиться на академическую сцену и занять на ней подобающее место. Алексей Гориболь, напротив, отличался всегда выгодным умением вывести любых аутсайдеров (из числа как композиторов, так и исполнителей) в топ, сделать центром всеобщего внимания. Чего-то подобного стоило ждать и от «Зимнего пути». На этот раз Гориболь стал автором проекта подчеркнуто негромкого, но от этого не менее нужного.

Новорожденный петербургский фестиваль оказался равно удаленным и от умильных смотров подающих надежды мальчиков и девочек в духе вечнозеленой традиции «Алло, мы ищем таланты», и от форумов молодых суперпрофи вроде Crescendo или «Возвращения», на концертах которых уже состоявшиеся и чаще всего уже не слишком юные звезды услаждают публику плодами своего дипломированного мастерства.

©  Алексей Компанийченко / Зимний путь

Хор Смольного собора под управлением Владимира Беглецова во время открытия фестиваля «Зимний путь». За роялями Алексей Гориболь и Дмитрий Елатанцев

Хор Смольного собора под управлением Владимира Беглецова во время открытия фестиваля «Зимний путь». За роялями Алексей Гориболь и Дмитрий Елатанцев

Ключ к пониманию специфики «Зимнего пути» — в жанре его концертов, обозначенном организаторами как workshop: фестиваль не столько предъявляет публике художественный результат, сколько занимается демонстрацией творческого процесса и создает для него комфортные условия. Академическая сцена нацелена в основном на консервацию исполнительских стандартов и коллекционирование эталонов. Но молодым музыкантам нужно где-то проходить свой трудный путь проб и ошибок, без преодоления которого невозможен настоящий профессиональный рост.

Фактически «Зимний путь» создает ту дефицитную для Петербурга питательную среду, в которой музыканты поколения двадцатилетних, не обремененные ответственностью выступлений на статусных сценах, могут непринужденно творчески общаться друг с другом и со своими старшими коллегами. В пяти концертах пилотного фестиваля Гориболь перемешал молодых игроков своей музыкальной сборной (среди которых выделяются необычайно одаренный пианист Лукас Генюшас и многообещающий виолончелист Дмитрий Янов-Яновский) с уже проверенными асами вроде Юлии Корпачевой, Ирины Матаевой и Петра Мигунова.

«Зимний путь» кажется затеей не только полезной, но и крайне актуальной. Фестивальная идея вписывается в один из главных социальных трендов последнего времени, который породнил образование с развлечением и спровоцировал бум публичных лекций, открытых мастер-классов и воркшопов. Концерты «Зимнего пути» идеально вписываются в совмещающий приятное с полезным формат: молодые практикуются, зарабатывают себе имя, а публика получает возможность прикоснуться к чему-то более живому, чем закостенелый филармонический ритуал. И пусть фестивальные концерты проходят не без шероховатостей, которые естественны, как детские болезни. Скоро от них не останется и следа, а пока они придают мероприятию ни с чем не сравнимое обаяние.

КомментарииВсего:3

  • tridi· 2010-02-04 23:44:18
    Во всех музыкальных мероприятиях, где участвует Алексей Гориболь - гарантировано получаешь заряд творческого оптимизма.
  • iluxa· 2010-02-10 17:15:31
    "Лунный Пьеро" так и не состоялся...
  • Borjes· 2010-02-11 04:04:51
    Бездарь этот Гориболь. А пианист вообще нулевой. Вот и паразитирует вечно на молодняке.
Все новости ›