Просмотров: 6973
Скандинавская программа Российского национального оркестра
Плетнев-дирижер дошел до той степени свободы и предельного субъективизма, до какой когда-то дошел Плетнев-пианист
Читать!
Последний — датский классик, композитор, дирижер, скрипач и основоположник — творил в начале XX века, написал 6 симфоний и еще много музыки, которая так и осталась бы далекой загадкой для московской публики, если бы не заметное в последнее время плетневское любопытство к неочевидным редкостям. Чего стоит «Увертюра на русские темы» великого дирижера и забытого композитора Николая Голованова, исполненная на одном из недавних концертов!
Такое качество (им, кстати, у нас обладает еще лишь Геннадий Рождественский) предполагает некоторое залихватство и серьезную уверенность в собственных музыкальных силах. И этому в данном случае нельзя было не порадоваться, потому что если не собственно музыкальные достоинства Второй симфонии Нильсена, то медицинская точность диагнозов, в ней поставленных, оказалась весьма увлекательной.
Симфония, написанная в 1901 году, выдает психологическую озабоченность эпохи и называется «Четыре темперамента». Первая часть, которая у классиков бывает деятельным сонатным аллегро, именуется «Холерик». Вторая — беспроблемная, как менуэт в традиционном симфоническом цикле, и безмятежная до комичности — посвящена «Флегматику». Третья, восприемница позднеромантических адажио, своими непоследовательными сменами настроений рисует «Меланхолика». И, наконец, позитивный финал, излучающий бодрость и некоторую упертость — «Сангвиник».
Слушается как увлекательный ликбез по психологии. И каждый в зале выбирает какую-нибудь часть для себя, а также для всех родственников и знакомых.
Два других автора, которые были представлены в программе, вроде бы более известны. Но Плетнев сумел ту странность и неконвенциональность, которая есть в их музыке, раздуть до максимума.
В первую очередь это относится к Сибелиусу. Плетнев начал с того, чем обычно бисируют, — с «Грустного вальса», присовокупив к нему звукоизобразительный отрывок под названием «Журавли». А голос дикторши за сценой напомнил, что оба номера были сочинены к театральной пьесе Арвида Ярнефельда «Смерть». Так что смакование пауз и тишины, до неузнаваемости изменившее то, что относится к «популярной классике», уже никого не удивило.
Вообще, судя по «Грустному вальсу», Плетнев-дирижер дошел до той степени свободы и предельного субъективизма, до какой когда-то дошел Плетнев-пианист.
Еще в программе были две симфонические поэмы Сибелиуса («Бард» и «Дочь природы») и несколько песен Грига, включая Песню Сольвейг, в которых очень к месту оказался подарок из Швеции — освежающе чистое сопрано солистки. Тиллинг — еще одно новое имя из современного оперного мира, пополнившее все удлиняющийся в последнее время список наших новых знакомых, которое стоит запомнить. Глядишь, и споет у нас какую-нибудь большую оперную партию, например моцартовскую. Тиллинг оказалась намеренно неярким, но ценным украшением концерта. Напоминая больше бергмановскую героиню, чем оперную певицу, она влилась в холодные просторы плетневской Скандинавии, немного растопив их своей естественностью.
КомментарииВсего:5
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451746
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343376
- 3. Норильск. Май 1268621
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897681
- 5. Закоротило 822136
- 6. Не может прожить без ирисок 782274
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758954
- 8. Коблы и малолетки 740903
- 9. Затворник. Но пятипалый 471322
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403117
- 11. ЖП и крепостное право 383134
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370500
А как публика отнеслась к программе и к исполнителям?
И насколько для автора рецензии были интересны интерпретации музыкантов?
Геннадий Рождественский с музыкантской точки зрения, даже в лучшие свои годы, никогда не был образцом (сравним, например, с Мравинским). Заслуга его была в другом - в популяризации новой музыки, вернее, той, которую не могли услышать при "закрытом занавесе". Но в 60-70-х "шлагбаум" был полностью открыт! Золотое время для дирижёров, которые впервые исполняли музыку Стравинского, Прокофьева, Шостаковича, западно-европейских музыкальных классиков ХХ века.
А про "залихватство" Рождественского и его "уверенности" - как-то странно это всё читать - "не тот набор слов")))