Вопрос о том, предусмотрен ли был для сольной партии особый строй или просто альту не удавалось избежать фальшивых нот, в таком контексте как-то и рассматривать было неловко.
ХХ век с солирующим альтом и без оного — от конца к началу
Программа концерта для порядочных филармонических абонементодержателей явно выбиралась с целью некоторого взбаламучивания привычных ценностей. В центре этой программы красовались знаменитые 4 минуты и 33 секунды тишины Джона Кейджа, которые, как выяснилось, и сейчас, спустя более полувека после рождения, не утратили своей эпатажности.Пока оркестр «Новая Россия» в полном составе, Юрий Башмет с альтом в руках и Теодор Курентзис за пультом беззвучно шевелили руками, смычками и прочими музыкантскими атрибутами (что, конечно, некоторый волюнтаризм по отношению к уртексту, предписывающему сидеть тихо и не двигаться), публика удивлялась, бессмысленно хихикала и аплодировала между частями (что как раз автором не возбраняется). Частей, в соответствии с дирижерской концепцией, было три.
Так уж получилось, что свои чувства публика выказала гораздо более энергично задолго до того, а именно когда топала и свистела, почти час ожидая начала концерта. В результате главный скандал вызвала не экстравагантная программа, а банальная неорганизованность исполнителей — что вряд ли правильно.
Что же касается программы, то ее главными фишками были российские премьеры сочинений двух вполне эмблематичных авторов ХХ века, мало известных у нас, — англичанина Джона Тавенера и американца Мортона Фелдмана. В отсутствие в этом году в Москве фестиваля «Территория» с его максимально радикальной музыкальной составляющей этот концерт даже выглядел некоторой компенсацией.
Впрочем, не надо забывать, что главным героем в обеих пьесах был Юрий Башмет, для солирующего альта которого композиторы почти не оставили пауз. Башмет — все-таки самый рисковый из общенародных героев отечественной классической музыки. Оба сочинения он когда-то играл на Западе («Мироносица» Тавенера даже ему и посвящена) и вот теперь, заручившись энергией маэстро Курентзиса, осмелился нагрузить ими свою родную публику.
Мистицизм минималиста Тавенера, знаменитого своим обращением в 1977 году в православную веру, публика приняла благосклонно. Датируемая 1994 годом «Мироносица» для альта, хора (в ее исполнении участвовала Хоровая капелла имени Юрлова) и группы ударных исполнялась в темном зале, демонстрировала интерес композитора к Востоку (причем к гораздо более дальнему, чем Москва), была многоречивой и напыщенной и в принципе соответствовала представлению филармонической публики о возвышенном. Нет-нет, и прокрадывалась крамольная мысль, что нечто подобное можно услышать на фестивале Союза композиторов «Московская осень» — правда, в гораздо менее харизматичном исполнении.
Вопрос о том, предусмотрен ли был для сольной партии особый строй или просто альту не удавалось избежать фальшивых нот, в таком контексте как-то и рассматривать было неловко.
Модернистский, чужой и непонятный опус Фелдмана начала 70-х «The Viola in My Life» был воспринят уже истомленной Кейджем публикой с гораздо большим трудом. Его тихую и прозрачную сложность то и дело перебивали звуки удаляющихся каблуков. Тем не менее альт Башмета был точен, а ведомый Курентзисом оркестр, в последнее время демонстрирующий все лучший уровень, показывал, что очередная репертуарная планка взята.
После нее финальный номер программы — «Классическую» симфонию Прокофьева, которой Курентзис придал барочной витиеватости, — оркестр щелкал, как орешки. Завершить музыкальный двадцатый век со всеми его предельными точками («4.33»), с отказами от прямого высказывания (Фелдман) и попытками к нему вернуться (Тавенер) молодым, розовощеким Прокофьевым десятых годов — это было глотком чистой воды. Совсем неочевидная, но очень удачная идея. Выпил — и уже не так все горько и странно.
Ссылки
- Екатерина Бирюкова. «Макбет» Чернякова и Курентзиса, 22.12.2008
- Борис Филановский. Запись «Дидоны и Энея» в исполнении Курентзиса, 27.11.2008
- Екатерина Бирюкова. «Территория» Курентзиса, 09.10.2008
- Ирина Ролдугина. Юрий Башмет с друзьями в Большом зале консерватории, 03.06.2008
- Марина Борисова. Теодор Курентзис продирижировал забытой музыкой, 12.03.2008
- Екатерина Бирюкова. Два мира – два кумира: Владимир Юровский и Теодор Курентзис, 22.01.2009
КомментарииВсего:3
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 16569314
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 6519794
- 3. Норильск. Май 1293169
- 4. ЖП и крепостное право 1117409
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 906919
- 6. Закоротило 836981
- 7. Не может прожить без ирисок 831504
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 790466
- 9. Коблы и малолетки 765649
- 10. Затворник. Но пятипалый 507380
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 441438
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 393895
А публику грузить нужно, да еще не так. Конечно, большинство людей, которые имеют возможность попасть на Башмета, и понятия не имеют о том, что такое "тишизм", Орлова-то (хотя бы!!!) не читали. Вот 4' 33'' и подействовали, как цирковой номер. Значит, нужно представлять произведение перед исполнением, программки раздавать, в общем, готовить как-то аудиторию. Чем дальше ЭТА музыка от попсы, тем лучше. А Чайковского и Моцарта уже почти превратили в нее, спасибо изготовителям мобильных телефонов. Новая музыка нужна, нужна, пусть возят ее по стране и СНГ. Мы ждем.
Было очень весело слушать: столько разных звуков.
когда Башмет и Теодор уже вышли на сцены из зала вырвался крик,мол а не пора ли б извиниться,
но все восполнилось, я думаю, благодаря Первой Симфонии Сергея Прокофьева,многие ждали ,исполнения на БИС,чего не было ,зал был в восторге,как и я , увидев впервые Теодора