Главный музыкальный фестиваль Берлина перемешал Шостаковича с европейским авангардом
Имена:
Альбан Берг · Альфред Шнитке · Винрих Хопп · Густаво Дудамель · Дмитрий Шостакович · Йозеф Гайдн · Карлхайнц Штокхаузен · Курт Мазур · Леош Яначек · Луиджи Ноно · Марис Янсонс · Саймон Рэттл · София Губайдулина · Франсис Пуленк · Янис Ксенакис
© Kai Bienert
Симфонический оркестр BBC
Musikfest-Berlin входит в состав масштабного, многосоставного культурного предприятия
Berliner Festspiele. Сезонное коловращение разнообразных берлинских фестивалей (
MaerzMusik,
Theatertreffen,
JazzFest,
Literatur Festival) щедро подпитывается из федерального бюджета Германии и городской казны.
Musikfest-Berlin — самая новая часть
Festspiele, он был основан всего пять лет назад.
Такому городу, как Берлин, просто невозможно было бы обойтись без амбициозного форума классической музыки. Хотя бы потому, что здесь есть знаменитая Филармония, основанная
Гербертом фон Караяном, а в ней играет знаменитый оркестр Берлинской филармонии. Помимо него в Берлине работают еще пять высококлассных симфонических оркестров.
За последние годы музыкальный ландшафт столицы Германии кардинально изменился. После падения Стены город соединил разорванные ветки метро и вновь срастил половинки культурной метрополии. Стало возможным приглашать в зал Филармонии (на Западной стороне) оркестры из Восточной части Берлина, вписываться в летне-осенние европейские турне оркестров топ-класса (таких как
Chicago Symphony,
Concertgebouworkest Amsterdam,
London Symphony,
Bamberger Symphoniker) и демонстрировать блестящее созвездие выступающих здесь дирижеров.
© Kai Bienert
Симфонический оркестр BBC
Читать текст полностью
В этом году на Musikfest сложилась программа с неожиданным реверансом в сторону советской и постсоветской музыки. Пятнадцать симфоний и инструментальные концерты Шостаковича исполняются пятнадцатью топ-оркестрами Европы, среди которых доминируют берлинские резиденты. К музыке Шостаковича приращиваются пространственно-звуковые опусы Ксенакиса, Шнитке, Губайдулиной, Штокхаузена, Лахенманна, Ноно, Берга, Цемлинского, Яначека, Пуленка и Циммермана.
Задача фестиваля — развернуть перед берлинской публикой музыкальную панораму ХХ века, дать ей возможность ощутить терпкий аромат жутковатой эпохи в промежутке между Второй мировой войной и тотальными тектоническими сдвигами на рубеже 90-х.
«Шостакович в контексте музыки своих современников» — примерно так сформулирована концепция, автором которой стал артистический директор фестиваля, музыковед и композитор Винрих Хопп. Придя на фестиваль в 2007 году из Мюнхена, с программы Musica Viva, Хопп в первый же год смело сопряг симфонии Айвза с Бетховеном и включил в программу фестиваля мировую премьеру последней оперы Хенце — «Федру».
Вторую после Шостаковича структурообразующую идею нынешнего фестиваля можно обозначить как «Звуковые игры с пространством». Уникальный сферический зал Берлинской филармонии, со сценой в центре, сконструирован так, что косые складки ярусов и амфитеатров отражают звуки под разным углом. Пространство будто специально создано для того, чтобы в нем звучали опусы Штокхаузена и Ксенакиса — больших любителей поиграть с акустикой.
© Kai Bienert
Симфонический оркестр BBC
В Nomos Gamma Ксенакиса возможностей для игр оказалось предостаточно. Дэвид Робертсон, дирижировавший в первый вечер оркестром BBC, расставил духовиков и ударников по узловым акустическим точкам. Стереоскопический эффект получился настолько живым, что казалось, будто ты по уши погружаешься в звуковую ванну, полную перекличек и ревербераций.
Надо сказать, что англичанин Дэвид Робертсон, сделавший в последние годы впечатляющую карьеру, демонстрировал вполне рафинированное прочтение эзотерической партитуры. Точность подачи была бесподобна, дендизм сквозил в каждом жесте. Эти же качества пригодились, когда оркестр приступил к «основному блюду» — Девятой симфонии Шостаковича.
Насквозь прослушанная партитура, аристократически четкое произнесение каждого микрона авторского текста, неожиданно бесшабашная легкость звучания — ни следа натуги и тяжеловесной напыщенности, которые так свойственны многим нашим российским оркестрам.
Амстердамский Concertgebouworkest во главе с Марисом Янсонсом появился на фестивальной сцене следующим вечером. В программе концерта значилась «Военная симфония» Гайдна, замешанная на иронической рефлексии автора по поводу событий турецкой войны, а также Десятая симфония Шостаковича, своим сгущенно-мрачным колоритом навеявшая воспоминания о сталинской эпохе. В качестве затравки — «Ритуал» Шнитке; тающее звучание тихих колоколов внезапно срифмовалось с игрушечными звонами и трещотками в симфонии Гайдна.
Не обошлось и без Седьмой, «Ленинградской» симфонии в патриархально-канонической трактовке Курта Мазура за пультом Лондонских филармоников.
© Kai Bienert
Симфонический оркестр BBC
А потом наступило интермеццо; Саймон Рэттл предпочел исполнить ораторию «Времена года» Гайдна. Мускулистое, вполне в русле традиций романтического исполнительства прочтение, без намека на аутентичность. Плотный концентрированный звук, экстремальные динамические перепады, мощный экшн в могучих хоровых фугах, каковых в оратории четыре, по одной на финал каждой части: «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима».
Под руками маэстро кряжистый старикан Гайдн на сей раз оказался лишен какого бы то ни было изящества. Рэттл щедро разбрасывал яркие инструментальные краски по канве незатейливого сюжета. Лай собак и звуки охотничьих рогов, осиянные солнцем пажити, золотистые снопы на плечах пейзан и пышные рукава пейзанок, похожие на кочны капусты, — вот что рисовало воображение, пока оркестр живописал звуковые картины.
Этот концерт берлинцев на фестивале — отнюдь не последний. Хозяева зала выступают на Musikfest несколько раз. В их программе еще симфонические фрагменты из «Лулу» Берга, и в пандан к ним — знаковая Четвертая симфония Шостаковича. А под занавес фестиваля за дирижерским пультом Рэттла сменит венесуэльский вундеркинд Густаво Дудамель. Ему доверено представить опус Софии Губайдулиной «Glorious Percussion» и Двенадцатую симфонию Шостаковича.