Фестиваль дошел до середины, но главное уже произошло
Одобренное на самом высшем уровне и посвященное празднику 12 июня, мероприятие под названием Фестиваль симфонических оркестров мира проходит в Колонном зале уже в четвертый раз. В этом году в нем отчетливо просматривается тема «Наши повсюду». Двумя программами, русской и французской, открыл фестиваль молодой осетин Туган Сохиев, некогда стартовавший в Мариинке и активно начавший в последнее время европейскую карьеру. Москве был показан ее результат — Национальный оркестр Капитолия из Тулузы под управлением Сохиева.Дальше в фестивальной программе — кельнский оркестр Семена Бычкова, советского еще эмигранта и одного из уважаемых европейских дирижеров среднего поколения. Российскую провинцию на фестивале представляет Омск, российский центр — РНО Михаила Плетнева, который на одно отделение уступит пульт молодому мариинскому дирижеру Михаилу Татарникову. Символический акт произойдет в решающий день 12 июня.
Но со всем этим никак не связан главный концерт. Тот, который уже произошел и, можно предположить, станет лучшим концертом фестиваля даже за всю его четырехлетнюю историю. Такое попадание в цель, что забываешь и про сомнительную концепцию фестиваля; и про странное его расположение в зале, где уже давно не живет классическая музыка; и про не самую идеальную акустику этого зала.
Это главное — Будапештский фестивальный оркестр под управлением Ивана Фишера. Несколько лет назад оркестр дебютировал в Москве в полупустом зале Дома музыки. Сейчас прием был гораздо горячее.
Оркестр — чудо, да и только. Если во время выступления Сохиева сложно было не задуматься, что все удачно у парня складывается — оркестр качественный, с хорошей родословной (предшественником Сохиева был Мишель Плассон), хоть и с простоватым звуком, — то тут никакой счетчик в голове не щелкает, правильность оркестрового баланса не измеряет и валторновые киксы не ловит. Просто понятно, что тут играют музыку, а не сидят профессиональные служащие — такое совсем не часто случается.
Будапештский фестивальный оркестр — одна из удивительно успешных и прочных музыкальных институций, рожденных Восточной Европой в нестабильное время между социализмом и капитализмом. В 1983 году Фишер (к тому моменту уже перспективный 32-летний дирижер) вместе с пианистом Золтаном Кочишем собрали коллектив для разовых, но высококлассных акций — отсюда и название. Спустя девять лет появились деньги на постоянную полноценную работу, но оркестр уже решили не переименовывать. В ежегодном рейтинге журнала Gramophone венгры сейчас занимают неприлично высокое для своего возраста девятое место. Сразу вспоминается, что эпицентр европейской музыки не просто Австрия, а Австро-Венгрия.
По сути, это такой же авторский проект, как наш РНО Михаила Плетнева. В современные высокотехнологичные фабричные схемы взаимодействия оркестров и дирижеров эта история совсем не укладывается. С Фишером у оркестра особая связь. Оркестр даже не реагирует на его жесты, а дышит вместе с ним. Вообще, дыхание, воздух — в каком-то очень человеческом измерении — тут ключевые понятия.
Невероятно располагает, что при всей своей нежности и удивительных пиано это оркестр реактивный, заводной, не боящийся открытых и ярких эмоций. Но не таких разливистых, на какие щедра русская культура. У них в крови — танец.
Первая половина программы вся только из танцев (чешских, венгерских и румынских) и состояла. Это были сюитные циклы Дворжака («Американская сюита»), Кодая («Танцы из Галанты») и Бартока («Румынские народные танцы»). Сложно представить, чтобы эти мелкие радости могли бы у кого-нибудь другого обернуться таким масштабным музыкальным счастьем.
Для солидности вторую часть программы венгры посвятили лихо и одновременно тонко скроенной Седьмой симфонии Дворжака. А на бис иезуитски не исполнили никакого Венгерского танца. А вместо этого — Гавот из прокофьевской «Классической» симфонии, медленно, вкусно и с некоторым ехидством разжеванный. Типа — вот вам ваш танец, получите.
Другие материалы раздела:
Евгений Кисин: «У меня из десяти семь планет в воздухе и ни одной на земле», 03.06.2009
Дмитрий Ренанский. Мюнхенские филармоники в Мариинке-3, 02.06.2009
«Персимфанс» и «Вежливый отказ», 29.05.2009
КомментарииВсего:2
Комментарии
-
супер
-
согласна с предыдущим оратором
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452315
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343672
- 3. Норильск. Май 1270163
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897986
- 5. Закоротило 822646
- 6. Не может прожить без ирисок 785282
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 762396
- 8. Коблы и малолетки 742170
- 9. Затворник. Но пятипалый 473868
- 10. ЖП и крепостное право 408357
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404733
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371796