Что общего у Мура с нонконформистами и как его скульптурные идеалы приживались в головах у советских классиков
Имена:
Генри Мур
© The Henry Moore Foundation
Генри Мур с женой Ириной в своей мастерской
Луна и солнце
Мур и его супруга познакомились в Королевском колледже искусств в Лондоне. Как вспоминает их дочь Мэри, Ирина «была очень красивой и, поскольку в детстве голодала, повзрослев, превратилась в женщину пышных форм. На момент их встречи она выглядела как тот тип женщин, с которым ассоциируется творчество отца». Голодала Ирина потому, что ее мать бросила шестилетнюю девочку на улицах Киева и уехала в Париж, ища спасения от большевиков. «Они с отцом были как луна и солнце, — вспоминала Мэри Мур в интервью
The Guardian. — Это был прекрасный брак».
С привкусом героики
© Гавриил Шульц
Гавриил Шульц. Дума. 1946
Скульптор-соц-артист Борис Орлов вспоминает, как в начале 1960-х принес в Строгановский институт альбом Мура и демонстративно положил его на стол преподавателя — Гавриила Александровича Шульца. Автор нескольких скульптурных групп на ВДНХ в общении со студентами — по крайней мере во времена оттепели — отличался либеральностью, рассказывал им про Огюста Родена и Вильгельма Лембрука, да и к Муру отнесся тепло: «А что? Хороший скульптор». Шульцевская «Дума», слепленная по рецептам Родена, по сюжету близка бесчисленным «лежащим обнаженным» Мура, но, в соответствии со своим названием, наводит на мысль о том, что фигуративное искусство с привкусом героики лучше всего приживается в странах, где часто унижают человеческое достоинство.
Читать текст полностью
Краснощекий ваятель
© studiodivan.ru
Андрей Вознесенский. Разворот книги «Возвратитесь в цветы!». 2004
Ведущие поэты Политехнического и выразители надежд оттепельного поколения Вознесенский и Евтушенко в странствиях по цивилизованному миру добрались и до мастерской Мура. Вознесенский, человек чрезвычайно тонкий, переосмыслил впечатление от поездки в «Эскизе поэмы» 1965 года: «Генри Мур, краснощекий английский ваятель, носился по биллиардному сукну своих подстриженных газонов. // Как шары, блистали скульптуры, но они то расплывались, как флюс, то принимали изящные очертания тазобедренных суставов. “Остановитесь! — вопил Мур. — Вы прекрасны!..” — Не останавливались». Интерпретация точная, за исключением того, что Мур никогда не пожелал бы своим формам застыть.
© wikimedia.org
Иулиан Рукавишников. Памятник Курчатову. 197
Ядерный идол
В конце 1960-х Мур намертво засел в подкорке у советских скульпторов. Одно из самых ярких свидетельств этого — своеобразный привет скульптору от основателя художественной династии Рукавишниковых. Голова академика Курчатова перед институтом его имени — явный парафраз «Ядерной энергии» Мура: черепообразная форма на постаменте. Правда, принципиальная разница в подходе: Мур лепил метафору, а Рукавишников — идола в духе гигантских голов любимых англичанином индейцев.
Камушки и ракушки
© Дмитрий Краснопевцев
Дмитрий Краснопевцев. Натюрморт. 1969
Перефразируя главный вопрос поп-арта, сформулированный в коллаже Ричарда Гамильтона, можно спросить, что же делает камешки и ракушки такими красивыми и такими привлекательными? Очевидно, Генри Мур и Дмитрий Краснопевцев знали ответ. Краснопевцев до сих пор остается одним из самых популярных художников-нонконформистов благодаря натюрмортам из всяческой милой сердцу рухляди, которые написаны в приглушенных тонах и напоминают скульптуру. Как и Мур, Краснопевцев оставил большую коллекцию природных и культурных источников вдохновения, которую можно увидеть в московском Музее личных коллекций.
В духе прямолинейности
© Вячеслав Клыков
Вячеслав Клыков. Памятник курской антоновке. 2008
Член Союза художников СССР с 1969 года, лауреат Государственной премии СССР за 1982 год, русский националист Вячеслав Клыков в юности был «муристом» и на первых выставках, по воспоминаниям очевидцев, показывал вариации на темы скульптур великого англичанина. Успех пришел к нему, однако, с переходом в стан неоклассиков. Английский художник Уильям Хогарт в трактате «Анализ красоты» (1753) писал, что прекрасное должно быть S-образным, и если Мур этому совету следовал, то в скульптурах Клыкова видно стремление все выпрямить. В 1982 году он ставит у Центра международной торговли в Москве «Меркурия», вариант знаменитой статуэтки Джамболоньи — только руки у божества прямые. А в 1995-м Клыков украшает Манежную площадь отечественным вариантом кондотьера Коллеони — памятником маршалу Жукову, заставляющим пожалеть лошадь великого полководца.
От советского к символическому
© Эрнст Неизвестный
Эрнст Неизвестный. Золотой ребенок. 1995
«Советским Муром» называли и Вадима Сидура, и Эрнста Неизвестного, но Неизвестного все-таки раньше. Ветеран Великой Отечественной прошел школу советской скульптуры у автора монумента «Родина-мать» в Волгограде Евгения Вучетича, но быстро переключился на экспрессионизм пополам с символизмом. Неизвестный участвовал в выставке «XXX лет МОССХ» в Манеже, где жестко дискутировал с Хрущевым об абстракционизме и уродстве. После того как Хрущева сняли, они помирились. Неизвестный даже сделал ему надгробие, возможно, свою лучшую работу. Формально с Муром у Неизвестного, как и у Сидура, мало общего, разве что любовь к разного рода отверстиям в скульптуре.
Скульптура или коммунизм
© Джакомо Манцу / Государственный Эрмитаж
Джакомо Манцу. Сидящая тебе. 1983
Музеи Кремля подчеркивают, что в отечественных собраниях нет работ Мура, но откуда, собственно, им взяться? Советский Союз тщательно выбирал зарубежных друзей, и, хотя во времена оттепели в Москве прошло несколько «формалистических» выставок (искусство Франции, Великобритании, рисунки Пикассо), в запасники, и тем более в экспозиции музеев таким работам ходу не было. Функционеры и официальные художники предпочитали кого-то вроде Джакомо Манцу — коммуниста, героя итальянского Сопротивления, автора понятных народу скульптур в духе «новой вещественности» 1920-х.
Смирение и расплата
© Зураб Церетели
Зураб Церетели. Яблоко. 2003
Главный герой романа Василия Аксенова «Ожог» — скульптор, член Союза художников Радий Аполлинарьевич Хвастищев. Он одержим созданием аллегорической скульптуры «Смирение» — символической расплаты за долгие годы пропагандистской рутины. Работа, однако, не клеится: «"Смирение", сожравшее уже автомашину Хвастищева, пай в жилищно-строительном кооперативе, фонотеку и драгоценности его бывшей жены, было огромным чудовищем». Героя мучают размышления о творческом процессе: «Какая молитва привела Генри Мура к его простым и чистым формам?.. Зачем называть мраморную форму "Смирением"? Почему не пометить ее номером? Ты все думаешь воздействовать на умы, на эмоции своих сограждан, содействовать их духовной эволюции, революции, поллюции, чему-то там еще... Кладут они с прибором на твои призывы. Единственное, что их может поразить, — размеры! Вот если тебе удалось бы воздвигнуть над городом "Смирение" выше высотного дома или, наоборот, выпилить его из рисового зерна и вытатуировать на нем первые десять страниц философского труда "Материализм и эмпириокритицизм", вот тогда...».
Горизонт недостижим
© The Henry Moore Foundation
Скульптура Генри Мура у здания Государственного Эрмитажа
За актуализацию Мура в XXI веке сначала взялись дилеры. В 2008 году влиятельная швейцарская галерея Hauser & Wirth показала рисунки и скульптурные эскизы из коллекции дочери художника. Два года спустя в лондонской Тейт открылась большая ретроспектива Мура. Наконец, в прошлом году рисунки и скульптуры принял Государственный Эрмитаж. Интересно, что кураторы Тейт сделали упор на «темную сторону» Мура — работы с эротическим подтекстом, агрессивные гипсы, не доходившие до стадии завершенных произведений. В общем, старались очистить Мура от репутации «фоновой музыки для глаз», по выражению британского критика Эдриена Серла, и приблизить к навязываемому Young British Artists пониманию искусства как театра жестокости. Москва демонстрирует противоположный по смыслу подход, вписывая Мура в «классический канон», как будто он на нашей территории еще не выглядит классиком. Наверное, все потому, что этот самый «классический канон» для русского искусства недостижим, как горизонт (см. Клыкова), но желанен.
https://www.facebook.com/media/set/?set=a.398436546834014.100458.168765393134465&type=1
Проект виртуальный Екатеринбург - "Незнакомый город". 2003г.
скульптор: Андрей Антонов
архитектор: Борис Демидов.