Скульптор всегда стремился ставить работы на открытом воздухе. Государственные и частные заказчики всячески этому способствовали
Имена:
Генри Мур
Рельефное начало
© The Henry Moore Foundation
Генри Мур. Западный ветер. Станция метро «Сент-Джеймс-парк», Лондон. 1928–1929
Первая работа Мура в городском пространстве стала результатом компромисса. Архитектору нового здания штаб-квартиры
лондонской подземки Чарльзу Холдену очень хотелось украсить фасады работами передовых скульпторов. Он уговорил Мура сделать рельеф, хотя скульптору была интересна только круглая скульптура. «Техника рельефа символизировала для меня унизительное подчинение скульптора замыслу архитектора, — вспоминал позже Мур. — Но я был молод, а молодого человека можно убедить в необходимости поработать над неблизкой ему задачей». Пусть «Западный ветер» (изначально называвшийся «Северным») и сделан в нехарактерном для Мура духе ар-деко, компания подобралась хорошая: кроме него рельефы ветров создали Джейкоб Эпстайн и Эрик Гилл. К тому же именно подземка, как мы видели, принесла Муру славу во время Второй мировой.
Скульптура детям
© The Henry Moore Foundation
Генри Мур. Семья. Школа Barclay, Стивенейдж, Великобритания. 1948–1949
В 1946 году у Мура родилась дочь Мэри, названная так в честь его матери. Это вдохновило скульптора на создание многочисленных фигур матерей с детьми и семейных групп. Одна из них стала первой «уличной» бронзовой скульптурой Мура. Ничем не примечательная школа среднего технического образования получила этот шедевр благодаря тому, что местный городской совет принял закон, по которому часть средств, выделенных на строительство новых зданий, могла быть использована для покупки скульптуры или предметов декоративного искусства. Ныне закон отменен. Такие законы существовали в брежневском СССР, что позволяло официальным художникам зарабатывать огромные деньги на оформительских заказах, распределявшихся через соответствующие комбинаты. Сегодня они действуют, например, в Нью-Йорке, где 1 процент от стоимости строительства объектов, принадлежащих городу, идет на паблик-арт.
Вот, к примеру, работа бывших москвичей Комара и Меламида для жилищного суда в Бронксе.
Читать текст полностью
Для сельской местности
© The Henry Moore Foundation
Генри Мур. Король и королева. Шотландия. 1952–1953
Одним из первых частных заказчиков Мура был сэр Уильям Кесвик, представитель третьего поколения династии бизнесменов, действовавших в интересах Великобритании на рынках Дальнего Востока. Гленкилн, поместье Кесвика в Шотландии, не подходило для сельского хозяйства из-за каменистой почвы, поэтому его владелец решил устроить там парк скульптур. «Король и королева» считаются одним из идеальных сочетаний скульптуры Мура и окружающей среды: пара одиноко высится на холме перед небольшим прудом, одновременно доминируя над бескрайними полями и вписываясь в извилистые линии пейзажа. Кроме Мура, в Гленкилне стоят работы Огюста Родена и Джейкоба Эпстайна.
Канадский успех
© The Henry Moore Foundation
Генри Мур. Стрелок. Городской совет Торонто. 1958
Скульптуры Мура не сразу завоевали мир. Поначалу его манера вызывала общественное сопротивление. Когда финский архитектор-функционалист Вильо Ревелл заказал ему работу для площади перед городским советом Торонто, местных жителей возмутила стоимость проекта (100 тысяч канадских долларов). Позже прогрессивный мэр Торонто Филип Гивенс провел кампанию по сбору средств, увенчавшуюся успехом. Ему же принадлежит интереснейшее объяснение роли Мура в жизни канадцев: «Торонто — город провинциалов, а я хочу, чтобы он стал мегаполисом мирового значения. Установка этой скульптуры для города — начало новой эры». Как тут не вспомнить культурную революцию в Перми и «красных человечков» питерской группы Pprofessors? Постоянные скандалы вокруг этих статуй доказывают, что передовое искусство все еще не воспринимается горожанами как признак высшей цивилизации, зато держит их в постоянном тонусе.
Не в бровь, а в глаз
© The Henry Moore Foundation
Генри Мур. Стрелок. Новая национальная галерея в Берлине. 1964–1965
Великий архитектор авангарда Мис ван дер Роэ, автор знаменитого тезиса «меньше — значит лучше», эмигрировал в Штаты после победы нацизма, построил там несколько небоскребов, а в 1960-е вернулся на родину и сделал свою последнюю, и лучшую работу — одноэтажное здание Новой национальной галереи и сад скульптур вокруг нее. Очередной «Стрелок» Мура идеально вписался в неоклассические пропорции галереи, а исключительная аура здания заставляет согласиться с избитым тезисом о том, что музеи — это современные храмы.
По следам Колумба
© The Henry Moore Foundation
Генри Мур. Без названия (две фигуры). Аэропорт Lambert St. Louis, США. 1961
Без завоевания Америки не обходится ни одна серьезная карьера в искусстве. Мур начал свой путь в американские города с большой ретроспективы в МоМА в 1947 году. К статье о выставке в журнале Life прилагается интереснейшая колонка штатного корреспондента Ноэля Буша об эстетическом чувстве американцев и о «трудностях перевода» авангардного искусства. «Вся автомобильная индустрия США, ежегодно поставляющая на рынок новые модели, основана на эстетических представлениях людей о том, как выглядит идеальный силуэт машины, — писал Буш. — Выбор покупателя основан на тонких различиях, аналогичных тем, что производились древними китайцами и греками при выборе не менее утилитарных форм для сосудов и другой посуды». Меньше чем через десять лет силуэты скульптур Мура уже казались американским коллекционерам и музейщикам одновременно близкими к идеалу и выражающими современность. Как сказал на торжественной церемонии открытия работы в аэропорту Lambert St. Louis тогдашний директор художественной галереи Йельского университета Эндрю Ричи, «к удивительной тайне путешествий по воздуху добавилась монументальная загадка скульптур».
Галька в офисе
Генри Мур. Ядерная энергия. Чикагский университет. 1967
Работы Мура одновременно вписываются в природный ландшафт и брутальную архитектуру интернационального стиля 1960-х. «Замкнутая скульптура» представляет собой промежуточный вариант. Она прекрасно выглядит на фоне унылой офисной коробки Риверсайд-Хаус (построен в 1965 году). Местные власти взяли скульптуру напрокат у Галереи Тейт, чтобы оживить разбитый неподалеку городской сад на маленьком треугольнике у набережной Темзы. Скульптура тематически связана с водой, поскольку вдохновлена галькой необычной формы.
Атомная скульптура
© The Henry Moore Foundation
Генри Мур. Ядерная энергия. Чикагский университет. 1967
2 декабря физик Энрико Ферми добился в лаборатории Чикагского университета первой контролируемой цепной реакции в ядерном реакторе. Через двадцать лет руководство университета решило увековечить открытие скульптурой и пригласило к сотрудничеству Мура и французского скульптора Жака Липшица. Мур быстро согласился и представил макет, который вполне удовлетворил университет. Сочетание форм ядерного гриба и человеческого черепа, по мнению заказчиков, точно выражало суть ядерной энергии, способной разрушить до основания города вражеских государств и одновременно обеспечить электричеством города дружеские. За эту скульптуру Мура критиковали сильнее всего: ставить памятник одному из изобретателей атомной бомбы несколько негуманно.
На костях
© The Henry Moore Foundation
Генри Мур. Скульптура для Далласа. Городской совет Далласа. 1978
В ноябре 1963 года Ли Харви Освальд выстрелом из винтовки убил президента США Джона Кеннеди. Это произошло в Далласе, и город стал ассоциироваться в массовом сознании только с трагедией. Мэр города Эрик Джонсон решил улучшить репутацию Далласа с помощью грандиозного строительного проекта и пригласил архитектора И.М. Пея для создания нового городского совета. Этого архитектора знает каждый посетитель Лувра: уродливая стеклянная пирамида при входе — дело его рук. Пей, в свою очередь, захотел, чтобы Мур поставил перед зданием городского совета скульптуру. Сегодня американские критики считают весь комплекс одним из примеров корпоративной безликой эстетики, чем-то вроде легкой музыки в архитектуре. Хотя для позднего Мура работа вполне радикальна, она напоминает человеческие кости и служит в целом неплохим памятником убитому президенту.
Официальный художник
© The Henry Moore Foundation
Генри Мур. Лежащая фигура. Штаб-квартира ООН в Нью-Йорке. 1979
Об установке скульптуры Мура на территории штаб-квартиры ООН договаривался еще второй по счету секретарь этой организации Даг Хаммаршёльд. Он погиб в 1961 году в авиакатастрофе, переговоры прекратились. Но в 1979 году Фонд Генри Мура подарил ООН «Лежащую фигуру». Она прекрасно вписалась в коллекцию официального искусства народов мира, принадлежащую ООН. СССР в Нью-Йорке представляет Евгений Вучетич с работой «Перекуем мечи на орала» 1959 года, полной противоположностью «мыльным» формам Мура.